Психология

Как полюбить свою работу вместо того, чтобы менять ее

После отпуска или долгих праздников нас часто накрывают мысли: «Надоело все! А не пора ли искать другое место?» Эксперт спешит на помощь еще до окончания майских и рассказывает, когда стоит бросать привычное ради прекрасного далека, а когда — нет.
Галина Бобкова
коуч по карьере и самореализации, HR-консультант

Сразу хочу сказать, что я обеими руками за то, чтобы быть там, где нравится, интересно. Но я также встречала немало случаев, когда человек не дал себе шансов не только полюбить, но и толком узнать свою работу, состояться профессионально. А потому, как в супермаркете, все перебирает и перебирает вакансии в поисках лучшего варианта. Наши родители, бабушки и дедушки трудились на одном месте десятки лет, а нам непросто бывает уговорить себя задержаться в компании хотя бы года на три. «Зачем терпеть, — думаем мы, — не проще ли найти что-нибудь новенькое?».

Как специалист, много лет занимающийся подбором персонала, замечу, что кандидаты, чьи резюме пестрят короткими, не более года, периодами работы в каждой компании, всегда вызывают вопросы и опасения. И дело вовсе не во вредности эйчаров, а в том, что мы слишком хорошо понимаем, как эти перебежки характеризуют человека. Давай разберемся, стоит ли портить резюме. Чаще всего желание поменять фирму объясняется одной из следующих причин:

Тебе тяжело

Начальство строгое, задачи сложные, процесс требует напряжения всех твоих сил. В общем, хотелось бы более спокойной жизни. Имей в виду: стремясь к комфорту, ты выбираешь стагнацию, ведь известно, что наше развитие и как профессионалов, и как личностей всегда идет через усилия и преодоление трудностей. Пасуя перед ними, ты ничему не учишься, а значит, на следующем месте вновь столкнешься с собственной некомпетентностью. Так и будешь всю жизнь бегать в поисках легкой доли? Или лучше ответишь на вызов, справишься и положишь в личную копилку достижений не только новые знания и навыки, но и чувство гордости за себя?

Тебя нагружают дополнительными обязанностями

И, разумеется, они не предусмотрены должностной инструкцией. Если речь идет не о мытье полов на позиции маркетолога, попробуй посмотреть с другого ракурса — новых возможностей развития в смежных направлениях. Почему бы тебе не освоить что-то доселе неизвестное? В жизни нередко бывает так, что потом эти навыки очень даже пригождаются на другой позиции или в другой компании. Профессии будущего строятся на стыке нескольких сфер и областей, требуют постоянного самообразования, поэтому готовность шагнуть в сторону и развить дополнительные умения дорогого стоит.

И не используешь на полную мощность все свои умения. Это как раз обратная ситуация. Здорово, что зона комфорта тебя не прельщает, но зачем же сразу менять место? Может, стоит поговорить на эту тему с руководством или службой персонала? Многие компании ценят лояльных и стремящихся к развитию сотрудников, поэтому готовы обсуждать с ними варианты карьерного или профессионального роста, передачи им новых функций. Не думай, что кто-то сам должен догадаться о твоей готовности занять другую должность или выполнять более сложные задачи, проявляй инициативу, говори об этом.

Ты постоянно ощущаешь себя недооцененной

Тебе не создают достойных условий труда, не платят адекватно его результатам. Тебе кажется, что твои коллеги в других компаниях зарабатывают гораздо больше, да и вакансии в Интернете сулят совсем иные доходы. Не торопись с выводами. Во-первых, и людям, и организациям свойственно преувеличивать, выставлять себя в более выгодном свете. Во-вторых, о твоей ценности как сотрудника знает кто-то еще, кроме тебя самой? Если нет, то тут возможны два объяснения: либо она сомнительна, либо ты не можешь донести эту информацию до руководства. Подумай, как исправить положение.

У тебя не сложились отношения с коллективом

Коллеги не воспринимают тебя как свою, руководство придирается, тебе кажется, что все вокруг настроены злонамеренно. Для начала постарайся понять, как ты сама могла вызвать такое отношение. Может быть, была слишком резкой в ответ на просьбы? Или в принципе избегала людей и общения? Или долго-долго что-то терпела, боясь сказать, попросить, а потом взрывалась? Тогда не стоит удивляться, что ты оказалась в изоляции. Ты можешь возразить, что в других компаниях была душой коллектива, а здесь все иначе, поэтому и решила уволиться. Да, так бывает — мы взрослеем, не стоим на месте, поэтому и жизненные задачи усложняются. Как в школе при переходе из класса в класс.

Причин недовольства может быть много, но универсальный рецепт на все случаи — начинай всегда с себя, ищи, что ты сделала не так или чему тебя учит эта ситуация. Пытайся испробовать все варианты решения проблем на месте, и если сделано все возможное, а воз и ныне там, тогда можно задуматься об увольнении.

— Если ты исчерпала все возможности для развития, уперлась в стеклянный потолок, и твоему работодателю предложить тебе больше нечего. Остается только отпустить тебя туда, где твой рост продолжится.

— Если хамское отношение к персоналу — норма для руководства. Речь идет как о несоблюдении обязательств со стороны компании, так и недостойном обращении с сотрудниками — публичных порках, оскорблениях и унижениях. Непрозрачные схемы оплаты труда, обманы и задержки зарплаты без объяснения причин — сюда же.

— Если у компании поменялось руководство или стратегия, и ты понимаешь, что теперь вам с ней не по пути. Твои личные ценности не стыкуются с корпоративными, а принципы работы — со стандартами организации. Тогда да, придется искать новое место, где все это совпадет.

— Если ты решила сменить профессию или сферу, а у компании подходящих тебе должностей не предусмотрено. Но не уходи сразу, а пообщайся со службой персонала. Вдруг ты не все знаешь?

— Если тебе намеками или явно дают понять, что компания в будущем не видит тебя своим сотрудником. В таком случае не стоит тянуть время, выжидая, что все изменится. Тебе могут создать такие условия, которые больно ударят по самооценке и лишат остатков энергии. С подобным багажом сложно претендовать на хорошую вакансию в другом месте, поэтому не медли, а ищи альтернативные варианты.

Фото: Shutterstock