Психология

Как вести себя в неловких ситуациях на работе

Наступив на ногу коллеге, ты скажешь «Упс!», изобразишь на лице глубокое сожаление и раскаяние, извинишься и забудешь об инциденте. А вот отдавив конечность шефу, будешь переживать сильнее. Что уж говорить о более серьезных и значимых ситуациях, которые сопровождаются чувством неловкости. Эксперт рассказывает, как поступать и что делать со своими эмоциями.
Люция Сулейманова
кандидат психологических наук, клинический психолог

Босс указывает тебе на недостатки

И ты сразу словно возвращаешься лет на 20 назад: мама ругает тебя за разбросанные игрушки, в ушах звучат слова «Ну как тебе не стыдно!», и от строгих глаз родительницы ну совсем некуда деться. Сейчас нужно сказать себе «Стоп!» и вспомнить, что тебе не два года, а 25 лет. Но, увы, детство иногда напоминает о себе учащенным пульсом и желанием доказать, что ты ни в чем не виновата. Поэтому, во-первых, проследи за дыханием, не давай ему сбиваться. Во-вторых, произнеси про себя заветное «Упс!», чтобы снизить уровень тревоги, и вспомни: у всех есть недостатки, ты не исключение. Теперь ты в состоянии внимательно выслушать начальника и после его речи спросить: «Правильно ли я поняла, что мне нужно быть пунктуальнее и оперативнее, когда я готовлю отчеты? Большое спасибо, обязательно учту».

Ты — босс, который указывает на недостатки сотрудника

Если ты чувствуешь дискомфорт, наверняка в детстве тебя приучали, что слабых обижать нельзя и в первую очередь нужно думать о других людях, а потом уже о себе. А тут возникает необходимость критиковать. От ощущения неловкости ты можешь сорваться и вести себя довольно агрессивно. Так что помни: тебе нужно думать и о деле, и о людях. Если забудешь о первом, подведешь компанию. Если о втором — атмосфера в коллективе будет, мягко говоря, не очень. Важно найти баланс. И осознавать, что, указывая сотруднику на ошибки, ты приносишь пользу и ему, и фирме. То есть просто делаешь то, что положено тебе по должностной инструкции. Главное — быть уверенной в своем праве на это и разговаривать спокойно и вежливо.

В правильной компании этапы карьерного роста, а значит, повышения зарплаты, обсуждаются на собеседованиях и не требуют напоминаний. Но зачастую что-то идет не так. Кому неловко напоминать о том, что пора бы прибавить денег? Тому, кто не уверен в своем праве на большее. Такой человек, даже подстраховавшись на этапе приема на работу, испытывает страшную неловкость из-за необходимости снова поднимать этот вопрос и злость на вышестоящих. Есть люди, которым легче поменять место, чем завести речь о предыдущих договоренностях или просто попросить прибавку. Это их выбор. А мы предлагаем тебе помнить, что ты этого достойна. Выбери правильный момент (не надо наскакивать на босса в лифте или когда он очень занят) и будь готова аргументировать свою позицию: расскажи, какую пользу ты принесла компании. Не жалуйся на нехватку денег и избегай ультиматумов (если, конечно, у тебя в кармане не лежит приглашение из конкурирующей конторы).

Ты увольняешь сотрудника

Это просто твоя работа. Есть те, кто делает именно эту ее часть с удовольствием, — одна крайность, а есть те, кто испытывает ужасную неловкость, — другая. Ведь уволить — значит сообщить человеку, что он недотягивает. Может быть, у тебя самой был опыт подобного пинка, и твои воспоминания мешают причинить боль другому. Ура! Ты просто живой человек, не чуждый эмпатии. Твоя задача — провести беседу аргументированно и мягко, объяснить, в чем причина, на какую компенсацию человек может рассчитывать, предложить помощь по возможности.

Для кого-то это просто неприятный момент, а для кого-то крайне болезненная ситуация. Опять же, как в детстве: «Мы с тобой не играем, ты нам не подходишь!» Можно погрузиться в обиду, агрессию и судебные разбирательства — так бывает, когда нет сил перенести отвержение. Но эффективнее и полезнее поступить рационально: выяснить причину, потратить оставшиеся две недели на поиски нового места, а не на разговоры о страшной несправедливости в курилке. И если это не первое увольнение в твоей биографии, может быть, есть смысл обратиться к карьерному консультанту, чтобы понять, почему такой сценарий повторился.

Ты хочешь попросить коллегу замолчать и дать тебе поработать

Ты тоже из тех, кому неловко делать замечания. Гораздо легче сидеть и стирать зубы в крошку от злости. Помни: ты заслуживаешь работать в тишине. То же самое относится и к другим подобным ситуациям: ты не должна сидеть под кондиционером, если начинаешь болеть от этого, ты имеешь полное право уйти в отпуск и много чего еще. Только учитывай, что вокруг тебя не менее достойные люди, поэтому договаривайся с ними обо всем сразу, а не после того, как долго сдерживаешь негативные эмоции, переходящие в желание кого-нибудь убить.

Фото: Shutterstock