Опубликовано 12 июня 2019, 00:30

От успешных Yeezy Boost Уэста до провального сотрудничества Рианны с Nivea: самые громкие коллаборации звезд с брендами

Модное слово «коллаборация» не вызывает вопросов даже у детей. Все знают: когда один бренд хочет сделать шума и денег, он идет к другому бренду, и вместе они создают уникальный и лимитированный продукт. Сегодня количество дизайнерских коллабораций зашкаливает. Но откуда они взялись и кто был до Канье Уэста с его знаменитыми Adidas Yeezy Boost? Разбираемся вместе с бренд-менеджером Kangol Максимом Макаровым.
От успешных Yeezy Boost Уэста до провального сотрудничества Рианны с Nivea: самые громкие коллаборации звезд с брендами

Праколлаборации

Задолго до знаменитых коллабораций H&M с Moschino и Giambattista Vall Сальвадор Дали вместе с Эльзой Скиапарелли создали платье с лобстером. Новый и смелый взгляд на привычные предметы гардероба в 1930-е годы стал модным прорывом, а коллекция в сюрреалистическом жанре — самой первой коллаборацией. За новое веяние слияния моды и искусства мир зацепился относительно быстро, и уже в 1950-е годы ювелирный бренд Tiffany пригласил художника Роберта Раушенберга для совместного создания витрин (да-да, коллаборации — это не только о предметах гардероба). С тех самых пор процесс был запущен.

Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли и их платье с лобстером

Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли и их платье с лобстером

© Пресс-служба

Первые шаги

В 1960-е годы общество вдохновляла культура поп-арта. Дизайнеры мгновенно подхватили новую волну и захотели объединить массовое искусство и высокую моду. Первым это рискнул сделать Ив Сен-Лоран. После знакомства с Энди Уорхолом, который нарисовал несколько портретов дизайнера, Сен-Лоран посвятил коллекцию осень-зима — 1966 поп-арту.

Позднее с Энди Уорхолом сотрудничали Джанни Версаче, Жан-Поль Готье, Раф Симонс и другие.

Коллекция Yves Saint Laurent, посвященная поп-арту

Коллекция Yves Saint Laurent, посвященная поп-арту

© Пресс-служба

Kangol и The Beatles

В 1960-е весь мир танцевал под песню Twist And Shout и плакал под Yesterday. Слава группы The Beatles гремела в каждом городе планеты, и мир моды не смог обойти ее стороной. В 1964 году английский бренд головных уборов Kangol решил создать коллекцию с ливерпульской четверкой, и вскоре были выпущены головные уборы Beatle. Она стала первой в истории коллаборацией между брендом и музыкальной группой.

Группа The Beatles

Группа The Beatles

© Пресс-служба

Halston и JcPenney

В 1983 году американский дизайнер Halston вместе с сетью универмагов J. C. Penney создал первую дизайнерскую коллаборацию для масс-маркета. Характерно однотонная линейка с цветными акцентами на аксессуарах стоила дешево и была доступна всем. Однако идея пришлась не по вкусу другим магазинам, продававшим дорогую линию одежды бренда Halston Limited. По их мнению, сотрудничество с универмагом снизило общую привлекательность Halston. В итоге репутация дизайнера была подорвана.

Halston x JcPenney

Halston x JcPenney

© пресс-служба

Isaac Mizrahi x Target

В 2002 году началось сотрудничество американского дизайнера Isaac Mizrahi с крупной компанией Target, и оно стало первым из самых продолжительных объединений (с 2002 до 2008 год!). В коллекцию входили аксессуары, постельные принадлежности, предметы быта и даже товары для животных.

Isaac Mizrahi x Target

Isaac Mizrahi x Target

© Пресс-служба

Louis Vuitton и Такаси Мураками

В 2003 году известный японский художник Такаси Мураками дебютировал в коллекции с брендом Louis Vuitton, украшенной рисунками в стиле поп-арт. Разноцветные картинки на сумках мгновенно влюбили в себя весь Голливуд, и аксессуары из коллаборации красовались на Джессике Симпсон, Пэрис Хилтон и других знаменитостях.

Сумка из коллекции Louis Vuitton и Такаси Мураками

Сумка из коллекции Louis Vuitton и Такаси Мураками

© архивы пресс-служб

H&M и Карл Лагерфельд

Еще один бренд массового рынка, сотрудничество с дизайнером которого состоялось в 2004 году и принесло своим организаторам огромные деньги. Коллекция H&M x Karl Lagerfeld была распродана в считаные секунды, положив начало череде коллабораций шведского магазина. Практически каждая из них сегодня раскупается как горячие пирожки.

Рекламная кампания H&M х Karl Lagerfeld

Рекламная кампания H&M х Karl Lagerfeld

© Пресс-служба

Неудачные коллаборации

Не все подобные сотрудничества принесли своим создателям огромные деньги. Например, сотрудничество Рианны с Nivea обернулось громким скандалом певицы с руководством бренда. Эпатажный имидж и образ жизни Рианны не соответствовали ценностям марки, а потому вскоре контракт о сотрудничестве был расторгнут.

Неудачной вышла и коллаборация компании Schweppes с Умой Турман. Провокационный рекламный ролик мгновенно обратил на себя внимание и вызвал широкое неодобрение. В видео Ума Турман рассказывала о том, как сильно любит швепс в такси, дома и на людях. Зрители заметили откровенные намеки, и коллаборация не удалась.

А коллаборация Nike с шестикратным чемпионом Паралимпийских игр Оскаром Писториусом провалилась после того, как ему были предъявлены обвинения в убийстве. В феврале 2013 года атлет застрелил свою девушку, и Nike мгновенно удалил со своего сайта рекламную кампанию. Слоган I’m the bullet in the chamber («Я пуля в стволе») в сочетании с девизом бренда Just do it («Просто сделай это») стал пророческим и провальным.

Коллаборации сегодня

Однако отбросив неудачные эксперименты, в целом можно сказать, что коллаборация — явление положительное (ведь неспроста оно накрепко укоренилось в индустрии моды). Louis Vuitton и Supreme, Трэвис Скотт и Nike Air Force 1, Рита Ора и Guiseppe Zanotti, Kanye West и Louis Vuitton, Pharrell Williams и Adidas Originals — непрекращающийся конвейер. Существует даже бренд Kith, который выпускает только коллаборации. Сегодня проще написать список дизайнеров, которые не сотрудничали с другими брендами, чем рассказать обо всех модных объединениях.

Louis Vuitton х Supreme

Louis Vuitton х Supreme

© Getty Images

Возникает только один вопрос: что это — хайп или творчество? Сегодня, конечно, в большинстве случаев это способ выделиться на фоне конкурентов и заработать. Бренды понимают, что сотрудничество с кумирами принесет им огромную прибыль, а потому все чаще создают уникальные коллекции. И тем не менее стремление возвести моду в ранг искусства никуда не исчезло. Пока оно существует, есть надежда на то, что новые коллаборации будут не только приносить прибыль своим организаторам, но и дарить модному миру нечто уникальное и неповторимое.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram!

Фото: архивы пресс-служб, Getty Images