Кино и сериалы5 мин.

«Пропавшая» — неудачный мистический детектив от номинанта на премию «Оскар»

Что пошло не так
Недавно на «Кинопоиске HD» состоялась премьера мистического детектива «Пропавшая». Это двухчасовая история, разбитая на 30-минутные серии, в центре которой — отношения отцов и их пропавших детей. Наш киноредактор Елена Зархина посмотрела мини-сериал и пытается разобраться, что пошло не так с проектом, обладающим таким внушительным потенциалом.

Супруги Михаил и Катерина Гарберы — очень состоятельная столичная семья, которая, кажется, имеет все, о чем можно только мечтать, — и даже живут они на последних этажах современной высотки-олимпа. Но, наживая состояние, они все же кое-что потеряли, а именно родную дочь Лену.

Десять лет назад она бесследно пропала, а ее мучительные и долгие поиски не дали желаемого результата. За это время у раздавленных горем родителей появился на свет еще один ребенок, жизнь вроде бы вошла в свое привычное русло, но однажды их привычный мир рушится снова. Пропавшая некогда дочь возникает у них на пороге: она ничего не помнит и приходит в отчий дом не одна, а с призраками прошлого, от которых героям не удастся сбежать.

«Пропавшая» с самого начала казалась очень сильной заявкой на успех. В кадре блистают Лиза Янковская, Владимир Мишуков и Мария Куликова. Если для Лизы этот проект стал первым большим экранным появлением в карьере, то для Марии он ощущается как возможность сменить привычное амплуа героини мыльных опер на что-то совершенно другое (и достойное незаурядного таланта актрисы). За кадром всю магию истории создавали кинематографисты-алхимики — номинант на «Оскар» Вадим Перельман и лауреат Канн Владислав Опельянц.

Не менее интриговал и сам сценарий: то ли мистическая история про потерю и возмездие, то ли детектив про современную секту. И надо сказать, что в начале сериалу удается держаться на этом флере загадочности, как бы приглашая зрителя разгадать свой главный секрет. Но очень скоро становится понятно, что интрига сериала прячется не в лабиринтах внутри истории, а в попытке авторов уместить в историю так много всего сразу, что в какой-то момент эта конструкция рушится.

Кадр из сериала «Пропавшая»

Но давайте по порядку. Первое, что бросается глаза, — странные портреты главных героев. Удивительный и чуткий в жизни Владимир Мишуков на экране словно бы вновь отрабатывает привычное амплуа абьюзера из «Содержанок». Здесь ему тоже будет где развернуться в выплескиваемой ненависти к миру: будут и внезапные срывы на младшего ребенка, и недоверие к вернувшейся дочери с последующими проверками на прочность, и предательство по отношению к жене.

Его жена в этом смысле кажется куда более сформированной героиней. Потеряв 10 лет назад дочь, она едва не сошла с ума от горя, а потому радуется объявившейся беглянке слепой материнской радостью — она молилась, чтобы дочь нашлась, и не готова даже на миг усомниться том, что к ним в дверь постучался чужак.

В то, что девочка подставная и мало похожа на пропавшую много лет назад Лену, верит и сын героев Сережа. Хотя со временем именно в ней он обнаружит молчаливое понимание собственной мрачной сущности.

Кадр из сериала «Пропавшая»

К слову, о мраке — интересная задумка с интерьером квартиры Гарберов: он выглядит одновременно и как застенки Министерства магии из «Гарри Поттера», и как кладбищенский склеп. То ли обитатели этой жилплощади всегда были близки к мистике, то ли нам намекают на то, что историю населяют мертвые души — можно трактовать как угодно.

В целом герои «Пропавшей» кажутся персонажами разных сериалов — такой многоголосый хор бессвязных голосов. И дело не в их разности (что хорошо для любой истории), а в отсутствии между ними единой связующей нити мира истории.

Из-за этого очень тяжело воспринимать сериал, который вообще-то довольно быстро разгоняется и не дает много времени зрителю на то, чтобы внимательно разобраться, что к чему.

Хотя количество вопросов множится в геометрической прогрессии от серии к серии. Настоящая ли это Лена? Если нет, то кто подослал эту незнакомку? С какой целью?

Кадр из сериала «Пропавшая»

Помимо этого, в сериале есть довольно яркий пласт героев второго плана, чьи ключевые черты кажутся очень интересными — настолько, что хочется посмотреть отдельный мини-сериал про каждого из них.

Например, есть замученный начальник Следственного Комитета, который никак не может справиться с потерей жены; есть его подчиненный — «лучший следователь Москвы», страдающий диабетом и астмой одновременно; есть журналистка, у которой тоже 10 лет назад пропала сестра, и она ведет свое собственное расследование; есть даже загадочная женщина-гипнотизер с глазами волчицы и повадками настоящей хищницы.

А еще есть главный мистификатор истории — загадочный Всеволод, человек в черном костюме, появляющийся каждый раз будто бы из ниоткуда и настаивающий, что он «никогда не исполняет то, чего бы не пожелали сами люди».

В общем, это звучит как классная компания, с которой хочется провести два часа своей жизни, но на деле они все живут в разных измерениях, а их интригующие бэкграунды никак не раскрываются.

Кадр из сериала «Пропавшая»

Но сериал хочется не только ругать за растраченный потенциал, но и похвалить, ведь свои удачи у него тоже имеются. Например, уже работающий с Перельманом в «Изменах» актер Александр Клюквин — это всегда удачная режиссерская ставка. Он вновь играет большого и наделенного властью человека, в котором каким-то удивительным образом совмещаются угроза и утешение.

Уже упомянутый Владислав Опельянц — наш российский Эммануэль Любецки, который, кажется, не боится никаких профессиональных вызовов и каждый раз создает настоящее чудо. Кроме шуток, это мастер мирового уровня, о котором хочется рассказать всему свету и которым хочется особенно гордиться.

Вадим Перельман — главный двигатель и проводник истории. За его плечами номинированная на «Оскар» драма «Дом из песка и тумана», отличный сериал «Измены» и недавний фильм «Уроки Фарси», который в последний момент слетел с оскаровской гонки. То есть перед нами профессиональный и опытный кинематографист, в чьем таланте нет никаких сомнений. Но почему-то в этот раз созданный им воздушный корабль словно теряет ориентир.

Кадр из сериала «Пропавшая»

Подводя итог, можно только расстроиться окончательному варианту истории, которой, возможно, не повезло в главном — в формате. Зачем нужно было разбивать двухчасовой хронометраж полного метра на четыре маленькие серии — загадка. Тем более что обрывается проект на точке максимальной недосказанности.

Не так давно «КиноПоиск» проделывал схожий трюк: его сериал «ППЧМЗ» тоже внезапно обрывался будто бы на середине сезона, оставляя зрителей в недоумении. Позже автор проекта Роман Волобуев анонсировал продолжение, и остается только гадать, планируется ли продолжение «Пропавшей», которое, если честно, очень напрашивается.

Фото: пресс-служба

Видео: пресс-служба