«Сцены из супружеской жизни»: рецензия на сериал с Джессикой Честейн и Оскаром Айзеком
Разбираемся в самом красивом и меланхоличном проекте осения выбрал вместо рекламы.
Все мы любовались нежнятинским совместным выходом Джессики Честейн и Оскара Айзека на недавней премьере сериала в Венеции. Кажется, что только ленивый не репостнул трогательное видео двух актеров, наслаждающихся моментом триумфа их нового совместного детища. Мы смотрели на то, как актеры что-то совместно воздвигли, теперь же предстоит увидеть, как их герои едва не разрушат друг друга (но это не так мрачно, как может показаться).
Насколько верно называть сериал ремейком одноименной картины Ингмара Бергмана — вопрос сложный. Да, канва истории (как и название) про разводящихся после 10 лет брака супругов отсылает к оригинальному сюжету знаменитого постановщика. Но после просмотра всего мини-сериала, понимаешь, что это совершенно новая вещь в себе, которая родилась и продолжит жить параллельно ленте шведского режиссера.
Вообще, актерский путь Джессики Честейн как будто бы всегда поглядывал в сторону классического европейского кино, а саму ее после громкого прорыва с ролью в «Древе жизни» на протяжении долгих лет неизменно сравнивали с любимой актрисой Бергмана (и исполнительницы главной роли в оригинальных «Сценах из супружеской жизни») Лив Ульман. Поэтому своеобразный ребут истории в исполнении Джессики, вероятно, всегда был лишь вопросом времени.
И вот это время настало: Честейн, заручившись поддержкой своего старого друга и коллеги Оскара Айзека (оба артиста являются продюсерами сериала) и израильского режиссера Хагая Леви, запустила проект своей жизни. Леви, к слову, известен своими работами в «Любовниках» и «Пациентах», то есть хорошо знаком с трудностями брака и терапией на экране.
Интересно, что троица оригинально подошла к воплощению истории на экране — сюжет, родившийся из театральной постановки, выстроен так, будто мы смотрим не сериал, а готовящуюся к премьере пьесу. Первые четыре серии начинаются с того, что актеры по отдельности буквально входят на съемочную площадку, как из-за кулисы: берут необходимый реквизит, повторяют текст, настраиваются.
Возможно, этим штрихом Леви делает реверанс в сторону Бергмана (много поставившего в театре) или же намеренно стирает линию, разделяющую зрителя и артиста, как бы показывая — то, что мы сейчас увидим, одновременно и сурово в своей реалистичности, и хрупко в своей вымышленности.
Сериал начинается с попытки супругов на кушетке психиатра сепарироваться на мгновение от партнера и идентифицировать себя как отдельных личностей по тем элементам, без которых их невозможно представить. И по сути, все последующие серии они будут собирать собственные портреты: деталь за деталью, осколок за осколком.
Вообще при просмотре невольно вспоминается фраза из другого фильма о трудностях и опасностях супружества, драмы «Исчезнувшая» — той ее части, где звучит закадровый монолог главного героя: «О чем ты думаешь? Что чувствуешь? Кто мы? Что сделали друг для друга и друг с другом? Что еще нам предстоит?»
Герои Честейн и Айзека, на протяжении почти всего сериала запертые в стенах собственного дома, как узники, будут искать ответы ровно на те же самые вопросы, сперва обманывая самих себя, после — с абсолютной честностью.
Любопытно, что дочь главных героев на протяжении всей истории почти всегда либо отсутствует в кадре, либо спит. И эта деталь кажется не случайной (как вообще ничто не случайно в художественном произведении) — не забылись ли в затянувшемся сне сами герои? Не пришло ли их время проснуться?
Важным дополнением к сериалу служит тоскливая, но абсолютно чарующая музыка наших композиторов Александра и Евгения Гальпериных. Их давно приметили в Голливуде, потому что никто другой не способен переложить на музыкальную партитуру столько одновременно меланхоличных и красивых звуков, дать грусти и утешению настолько точное звучание.
Вопреки общей теме разбора внутрисемейных взаимоотношений, «Сцены из супружеской жизни» пусть и внушительный зрительский труд, но проект, оставляющий надежду. Авторам и исполнителям удается обойтись без избитых выводов, моральных оценок и приободряющих итогов. Но в то же время у них получается законченная история о рождении любви, ее жизни и… нет, не смерти, а трансформации.
Семейные драмы прошлого учили нас, что по ту сторону брака ничего нет, а после его финала не остается даже теплых воспоминаний, стираемых ссорами и выяснениями отношений. Новые «Сцены из супружеской жизни» пытаются найти более цивилизованный выход из боли и травм — и им это удается.
По их версии, конец супружества, в котором была любовь, безусловно, больно, но вовсе не смертельно. А из старого, некогда родного дома со стенами оттенка горечи всегда можно выбраться. И как знать, быть может, ответ на вопрос «Что мы сделали друг для друга?» лишен трагического оттенка и имеет ровно противоположный ответ — мы друг друга освободили.
Фото: пресс-служба; East News
Видео: пресс-служба