Найти свой голос: каким получился фильм CODA, завоевавший гран-при фестиваля Sundance
Действие фильма разворачивается в небольшом городке, расположенном в штате Массачусетс. Местная глухонемая семья, состоящая из родителей и двоих детей, пытается худо-бедно вести малоуспешный рыболовный бизнес. Все члены семейства, за исключением 17-летней Руби, глухонемые. Девочка служит для близких связью с внешним миром: переводит для них слова других и доносит до окружающих то, что хотят сообщить миру сами родители.
Главная отдушина Руби — пение. Перебарывая свой страх и стеснение, она присоединяется к школьному хору и оказывается одной из любимиц строгого, но справедливого педагога Бернардо.
Вскоре новое увлечение кардинальным образом меняет жизнь девушки — она сближается с другим участником хора, Майлзом, а преподаватель вокала настаивает на том, чтобы она отправилась получать музыкальное образование в другой город, то есть вдали от близких. Отныне Руби нужно определиться с непростым выбором между семьей и мечтой всей жизни.
Фильм «CODA: ребенок глухих родителей» наделал много шума еще на этапе премьеры в рамках главного американского кинофестиваля независимого кино Sundance. Реакция зрителей и критиков на работу режиссера и сценаристки Сиан Хеддер была столь высока, что за права на фильм началась настоящая битва среди разных стриминговых площадок.
С предложением, от которого было невозможно отказаться, выступил Apple TV+, выложивший за сделку рекордные $25 млн.
Важно отметить, что картина является свободной адаптацией франко-бельгийской драмы «Семейство Белье», сумевшей не только стать своего рода первой весточкой инклюзии в кино, но и распылить громкий скандал: французское общество глухонемых обрушилось на создателей ленты с критикой, обвинив их в нежелании взять на главные роли по-настоящему неслышащих актеров.
В 2014 году подобные споры в киносфере были редкостью, но в 2021-м, когда даже главная кинопремия мира (и стоящая за ней киноакадемия) официально меняет правила отбора, делая уклон в сторону инклюзивности (принцип организации жизни в обществе, позволяющий участвовать в ее разных аспектах — повседневной жизни, образовании, культуре и искусству — всем людям, независимо от их внешности, происхождения, гендера, состояния здоровья), подобные «промахи» не прощаются.
И в этом смысле «CODA: ребенок глухих родителей» шагает дальше своего старшего брата — в картине все роли, кроме главной роли Руби, исполнили глухонемые артисты. Это очень важно, потому что физический недуг не костюм, который можно примерить, а значит, и играть таких героев на экране должны именно те артисты, кто знает об этом на собственном опыте.
Попытка кинематографистов разных мастей сделать не просто кино про неслышащих героев, но и снять глухонемых актеров прослеживается давно. Например, пару лет назад вышла драма «Мир, полный чудес» с очаровательной Миллисент Симмондс. Впоследствии она же сыграет неслышащую дочь главных героев в хоррор-дилогии «Тихое место». Или недавний блокбастер «Годзилла против Конга», в котором появлялась немая девочка, сыгранная неслышащей актрисой Кейли Хоттл.
Да что там — даже в предстоящем кинокомиксе «Вечные» появится первая глухонемая супергероиня Маккари, также сыгранная неслышащей актрисой Лорен Ридлофф.
То есть борьба за честность исполнения и предоставление прав всем и каждому — это не отработка «повестки», как могут подумать узколобые блюстители скреп, а важный шаг человечества вперед — к эмпатии и равноправию. Если пали даже рябящие в глазах красочные миры идеальных героев Marvel, значит, лед действительно тронулся.
В этом смысле «CODA: ребенок глухих родителей» не пытается быть каким-то громким манифестом — напротив, перед нами почти камерная и тихая история одной семьи, лишенной возможности услышать друг друга буквально и вынужденной искать другие способы общения.
Собственно, проблема коммуникации — как с самим собой, так и с окружающим миром — центральная в фильме. Режиссер Сиан Хеддер создает портрет героини, которая чувствует себя изгоем повсюду: в школе над ней насмехаются безжалостные одноклассники, а в семье (в которой она единственная слышит) чувствует себя оторванной от остальных близких — ведь брат родился таким же, как родители, не способным к вербальному общению.
Получается, что до какого-то момента дар речи для Руби — это не благо, а наказание. И ключевая мысль истории (пусть и простая, но в данном случае абсолютно органичная) — не про умение издавать звуки, но про обретение собственного голоса: как музыкального, так и человеческого. К этому же Руби призывает и ее вокальный наставник: «Зачем тебе голос? Есть ли тебе что сказать?»
Постепенно героиня приводит в стройный ряд хоровод звуков в своей голове и среди шума чужих голосов отыскивает самый главный — свой собственный. Одна из самых сильных сцен фильма — та, в которой Руби выступает на отчетном концерте в школе. В зале находится и ее семья, но близкие не могут услышать пение девушки.
Сиан Хеддер использует лобовой, но действенный прием: посреди выступления героини внезапно выключает звук в кадре, сдвигая оптику на восприятие происходящего семьей Руби. Ее родители и брат вынуждены оценивать выступление по реакции других зрителей: по тому, как кто-то растрогался до слез или с загадочной улыбкой на лице начал двигаться в такт музыке.
Такой легкий, но сильный по своему воздействию штрих вмиг показывает, куда именно целилась автор фильма и с помощью каких элементов сумела провести зрителей от точки разделения до абсолютного слияния с героями ленты.
Именно поэтому «CODA: ребенок глухих родителей» — важное и трогательное высказывание о том, как важно уметь слышать других и пытаться видеть мир не только с собственной перспективы.
А еще служит ценным напоминанием — наличие привилегий (в том числе и здорового тела) должно подталкивать к тому, чтобы ценить и помогать тем, кто этих привилегий лишен.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: Пресс-служба
Видео: Пресс-служба