Кино и сериалы4 мин.

«Без резких движений»: гангстерская ретродрама с легендами Голливуда

Мафия, ложь и нуар
В начале июля состоялась премьера ретродрамы Стивена Содерберга «Без лишних движений», в которую он позвал ярчайших звезд современного Голливуда. Наш киноредактор Елена Зархина посмотрела ленту и рассказывает, почему этот фильм вызывает такие полярные мнения.

Детройт середины прошлого века. Троих гангстеров средней руки, которые не знают друг друга, собирает некий незнакомец. Этот некто через посредников ставит для них, казалось бы, простую задачу: за крупное вознаграждение нужно сопроводить одного клерка в офис, откуда он должен забрать определенные документы. Чтобы клерк все выполнил, уж простите за каламбур, без резких движений и наверняка, его семью в это время берут в заложники.

Когда кажется, что поставленная задача успешно выполнена, ход событий кардинально меняется. Герои понимают, что стали жертвами неизвестного им кукловода, меняющего правила игры и поднимающего ставки уже не на жизнь, а на смерть. Теперь подписавшимся на опасную задачу гангстерам нужно выйти на таинственного незнакомца и по возможности не умереть от случайной (или не очень) пули.

Стивен Содерберг — один из самых исполнительных режиссеров Голливуда. Он стабильно выдает по проекту (а то и по два) в год и, если случается вынужденный простой, может поставить, например, церемонию премии «Оскар» (как сделал в этом году).

Вместе с тем назвать Содерберга ровным постановщиком, всегда держащим заявленную планку, язык как-то не поворачивается. Он попробовал себя во всех мыслимых и немыслимых жанрах, но что-то подчинялось и случалась магия («Секс, ложь и видео», трилогия про друзей Оушена), а что-то откровенно разочаровывало и оставляло зрителя в недоумении («Пусть говорят», «Нокаут», «Девушка по вызову»).

На этот раз постановщик решил поиграть в жанровое кино и, заручившись поддержкой сценариста Эда Соломона, снял стильный ретродетектив про сложно устроенный мир гангстеров, в котором никому нельзя доверять и ни о чем нельзя просить. В плане атмосферы воссозданного мира и стиля нуар к режиссеру вопросов нет — стилистика воспроизведена филигранно, отчасти и за счет грамотно подобранного саундтрека.

Кадр из фильма «Без лишних движений»

© Пресс-служба

Как только начинаешь смотреть фильм, кажется, что Содерберг, как недавно Скорсезе, вдруг решил реализовать какую-то свою давнюю мечту и благодаря возможностям онлайн-сервиса снять что-то вроде «Ирландца». К счастью, «Без резких движений» не длится 3 часа, но от этого менее затянутым не становится.

Примечательно, что проседает фильм где-то на середине. Если сперва ты стараешься разобраться во всех хитросплетениях истории, то чем сильнее увеличивается хронометраж, тем сложнее сориентироваться в пространстве: кто эти возникшие из ниоткуда люди? Чего они хотят?

Получается эдакий сюжет-лабиринт, из которого ищешь выход вместе с героями. Но если у того же Кристофера Нолана подобные киноребусы всегда добротно приправлены хорошими спецэффектами и драйвом, то в мире Содерберга подобных поблажек не дождаться.

Фильму отчаянно не хватает интересных диалогов и юмора (пусть даже черного), потому что без этих ингредиентов получается слишком крепкий коктейль, который нечем разбавить.

Кадр из фильма «Без лишних движений»

© Пресс-служба

Изначально в проект были утверждены Джордж Клуни и Николас Кейдж (внезапно для Содерберга, но не для Кейджа), но все договоренности расторгли на фоне распространения COVID-19 и заморозки киноиндустрии до послабления карантина. Когда это послабление случилось, место Клуни и Кейджа заняли Бенисио Дель Торо и Дон Чидл — с обоими Содерберг неоднократно работал в прошлом. Дополнили их компанию, кроме шуток, очень недооцененный актер Киран Калкин (брат того самого Калкина), Рэй Лиотта и звезда «Очень странных дел» Дэвид Харбор.

Вот про последнего хочется сказать отдельно, потому что Харбор предстает в совершенно новом для себя амплуа и создает портрет сложного, метущегося и слабого по своей сути героя, которому невозможно не сопереживать.

Также стоит отметить камбэк в большое кино Брендана Фрейзера. Он за последние годы сильно изменился внешне, и едва ли неподготовленный зритель с ходу узнает в нем красавца-актера из «Мумии», но его работа в фильме тоже получилась яркой и самобытной. К слову, оказалось, что у Брендана еще и потрясающе глубокий голос — на случай, если вы будете выбирать между оригиналом и дубляжом.

Кадр из фильма «Без лишних движений»

© Пресс-служба

В целом же, если бы не прекрасный актерский ансамбль, фильму Содерберга нечем было бы заманить зрителя. Да, это деконструкция жанра, да, очень удачная. Но все мы хотим быть украдены захватывающими историями, а не простым набором узнаваемых приемов.

Не удается Содербергу и вовремя затормозить — во второй части картина вновь набирает скорость, но в финале будет столько сюжетных твистов подряд, что ни один из них не выстрелит, как задумывалось. Пусть бы их было в два раза меньше, но интереснее.

Ведь мы же помним, как режиссер хитрил в трилогии про Оушена или водил за нос в «Побочном эффекте». Здесь же складывается впечатление, что Содерберг банально не смог выбрать что-то одно и решил использовать все наработки сразу — чего добру пропадать?

Кадр из фильма «Без лишних движений»

© Пресс-служба

Как итог, «Без резких движений» — плавная гангстерская драма про ушедшую эпоху и людей того времени — потерянных и в меру коварных, — но лишенная какой-то магической искры. Для поклонников Содерберга, возможно, этого запала хватит, но для синефилов, ожидающих больших экранных свершений, этого будет недостаточно.

Кстати, WMJ.ru запустил новый проект «Люди» — с авторскими колонками и текстовыми мини-сериалами.

«Мои познания в гастрономии ограничивались меню в «Макдоналдсе» Как простой студент стал гастрокритиком и устроил фестиваль в Монако

«Наш национальный код — показываем все лучшее сразу». История о русском вкусе

«Стекла в пуанты уже неактуально и вообще зашквар». Танцор — как балерины устраняют конкуренток

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram

Фото: Пресс-служба