«Без резких движений»: гангстерская ретродрама с легендами Голливуда
Детройт середины прошлого века. Троих гангстеров средней руки, которые не знают друг друга, собирает некий незнакомец. Этот некто через посредников ставит для них, казалось бы, простую задачу: за крупное вознаграждение нужно сопроводить одного клерка в офис, откуда он должен забрать определенные документы. Чтобы клерк все выполнил, уж простите за каламбур, без резких движений и наверняка, его семью в это время берут в заложники.
Когда кажется, что поставленная задача успешно выполнена, ход событий кардинально меняется. Герои понимают, что стали жертвами неизвестного им кукловода, меняющего правила игры и поднимающего ставки уже не на жизнь, а на смерть. Теперь подписавшимся на опасную задачу гангстерам нужно выйти на таинственного незнакомца и по возможности не умереть от случайной (или не очень) пули.
Стивен Содерберг — один из самых исполнительных режиссеров Голливуда. Он стабильно выдает по проекту (а то и по два) в год и, если случается вынужденный простой, может поставить, например, церемонию премии «Оскар» (как сделал в этом году).
Вместе с тем назвать Содерберга ровным постановщиком, всегда держащим заявленную планку, язык как-то не поворачивается. Он попробовал себя во всех мыслимых и немыслимых жанрах, но что-то подчинялось и случалась магия («Секс, ложь и видео», трилогия про друзей Оушена), а что-то откровенно разочаровывало и оставляло зрителя в недоумении («Пусть говорят», «Нокаут», «Девушка по вызову»).
На этот раз постановщик решил поиграть в жанровое кино и, заручившись поддержкой сценариста Эда Соломона, снял стильный ретродетектив про сложно устроенный мир гангстеров, в котором никому нельзя доверять и ни о чем нельзя просить. В плане атмосферы воссозданного мира и стиля нуар к режиссеру вопросов нет — стилистика воспроизведена филигранно, отчасти и за счет грамотно подобранного саундтрека.
Как только начинаешь смотреть фильм, кажется, что Содерберг, как недавно Скорсезе, вдруг решил реализовать какую-то свою давнюю мечту и благодаря возможностям онлайн-сервиса снять что-то вроде «Ирландца». К счастью, «Без резких движений» не длится 3 часа, но от этого менее затянутым не становится.
Примечательно, что проседает фильм где-то на середине. Если сперва ты стараешься разобраться во всех хитросплетениях истории, то чем сильнее увеличивается хронометраж, тем сложнее сориентироваться в пространстве: кто эти возникшие из ниоткуда люди? Чего они хотят?
Получается эдакий сюжет-лабиринт, из которого ищешь выход вместе с героями. Но если у того же Кристофера Нолана подобные киноребусы всегда добротно приправлены хорошими спецэффектами и драйвом, то в мире Содерберга подобных поблажек не дождаться.
Фильму отчаянно не хватает интересных диалогов и юмора (пусть даже черного), потому что без этих ингредиентов получается слишком крепкий коктейль, который нечем разбавить.
Изначально в проект были утверждены Джордж Клуни и Николас Кейдж (внезапно для Содерберга, но не для Кейджа), но все договоренности расторгли на фоне распространения COVID-19 и заморозки киноиндустрии до послабления карантина. Когда это послабление случилось, место Клуни и Кейджа заняли Бенисио Дель Торо и Дон Чидл — с обоими Содерберг неоднократно работал в прошлом. Дополнили их компанию, кроме шуток, очень недооцененный актер Киран Калкин (брат того самого Калкина), Рэй Лиотта и звезда «Очень странных дел» Дэвид Харбор.
Вот про последнего хочется сказать отдельно, потому что Харбор предстает в совершенно новом для себя амплуа и создает портрет сложного, метущегося и слабого по своей сути героя, которому невозможно не сопереживать.
Также стоит отметить камбэк в большое кино Брендана Фрейзера. Он за последние годы сильно изменился внешне, и едва ли неподготовленный зритель с ходу узнает в нем красавца-актера из «Мумии», но его работа в фильме тоже получилась яркой и самобытной. К слову, оказалось, что у Брендана еще и потрясающе глубокий голос — на случай, если вы будете выбирать между оригиналом и дубляжом.
В целом же, если бы не прекрасный актерский ансамбль, фильму Содерберга нечем было бы заманить зрителя. Да, это деконструкция жанра, да, очень удачная. Но все мы хотим быть украдены захватывающими историями, а не простым набором узнаваемых приемов.
Не удается Содербергу и вовремя затормозить — во второй части картина вновь набирает скорость, но в финале будет столько сюжетных твистов подряд, что ни один из них не выстрелит, как задумывалось. Пусть бы их было в два раза меньше, но интереснее.
Ведь мы же помним, как режиссер хитрил в трилогии про Оушена или водил за нос в «Побочном эффекте». Здесь же складывается впечатление, что Содерберг банально не смог выбрать что-то одно и решил использовать все наработки сразу — чего добру пропадать?
Как итог, «Без резких движений» — плавная гангстерская драма про ушедшую эпоху и людей того времени — потерянных и в меру коварных, — но лишенная какой-то магической искры. Для поклонников Содерберга, возможно, этого запала хватит, но для синефилов, ожидающих больших экранных свершений, этого будет недостаточно.
Кстати, WMJ.ru запустил новый проект «Люди» — с авторскими колонками и текстовыми мини-сериалами.
«Наш национальный код — показываем все лучшее сразу». История о русском вкусе
«Стекла в пуанты уже неактуально и вообще зашквар». Танцор — как балерины устраняют конкуренток
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: Пресс-служба