7 правил успешного выступления
Где бы и кем бы ты не работала, секреты успешного выступления помогут блеснуть на собрании перед боссом, и на презентации проекта у клиента, и на профильной конференции. И вообще, умение хорошо и складно говорить, правильно вести себя перед аудиторией, способность заинтересовать слушателей пригодятся всегда и добавят тебепару плюсов в резюме. Мы расскажем, как стать желанным спикером на любом мероприятии.
Любое дело лучше планировать, и выступление не исключение. Как говорил Марк Твен, «требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом», так что начни с подготовки.
Собери информацию
Узнай максимум о том, где, перед кем и в каких обстоятельствах нужно будет выступить. Одно дело — презентовать планыродного отдела на будущий год перед коллегами, и совсем другое — выступать на конференции или митинге. Важно все: время выступления и его тайминг, место: переговорная или зал, наличие микрофона, количество слушателей и спикеров. Не будет лишним разобраться, с какой целью пришли люди, что они ждут от оратора. От этого зависит масса нюансов, о которых мы расскажем ниже. Помни: с аудиторией нужно общаться на понятном ей языке. Если ты рассказываешь студентам биофака про IT-технологии, не стоит сыпать техническими терминами, понятными лишь разработчикам.
Обязательно составь план своей речи. Во-первых, так ты сможешь отследить время выступления, а во-вторых, так ты отделишьглавное от второстепенного. При составлении плана двигайся от большего к меньшему, пункты не должны быть слишком длинными.
Репетируй
Поверь, перед публичным выступлением нервничать могут даже опытные ораторы. Но от новичков их отличает то, что они знают, как справиться с волнением. Самое простое, что можно сделать, — отработать речь. Сначала прочитай ее про себя, потом — несколько раз вслух, затем — перед зеркалом. Внеси коррективы, конечно, если это необходимо. Обязательно попроси домашних, друзей иликоллег послушать тебя. Это отличная возможность потренироваться и выучить звездный монолог, ведь читать по бумажке — дурной тон. Кроме того, в компании знакомых и хорошо расположенных к тебе людей будет проще расслабиться и настроиться на выступление. Когда дело дойдет до реальной речи, будет достаточно вспомнить это ощущение комфорта, и ты хоть чуть-чуть, но успокоишься.
Помни о деталях
Трибуна, с которой ты выступаешь, — это сцена, где ты играешьглавную роль. А значит, твой внешний вид, костюм, движения играют не меньшую роль, чем то, что ты говоришь. Мелочей тут нет. Одежда должна соответствовать формату и быть комфортной. Конечно, банный халат тут неуместен. А деловой костюм должен сидеть по фигуре, не стеснять движений, быть новым и тщательно выглаженным. Опасайся слишком короткой юбки — вдруг тебе придется сидеть? Когда заходишь в аудиторию, держись уверенно, не делай лишних суетливых движений, не поправляй одежду или волосы. После того как тебя представят публике, окинь зал взглядом и улыбнись — так ты установишь контакт со слушателями. Но не стоит сверлить кого-то одного глазами: во-первых, это будет очень заметно собравшимся, во-вторых, будет смущать «жертву». Ну а в-третьих, так ты рискуешь потерять общий контакт.
Всегда помни: если ты идешь куда-то выступать, кто-то хочет тебя услышать. Если тебя позвали, значит, считают достойным оратором. Пусть это придаст тебе уверенности, укрепить которую поможет пара правил:
— не спеши говорить и уж тем более не тараторь. Перед началом речи сделай паузу — разложи бумаги, улыбнись, поправь микрофон. Это настроит аудиторию на диалог, а тебе даст возможность психологически подготовиться, оценить слушателей.
— следи за жестами, иногда они говорят громче слов. Руки — твои помощники, поэтому не сцепляй их за спиной, не клади в карманы. Скрещенные руки на груди — свидетельство оборонительной позиции или неуверенности. Но и застывать, как памятник, тоже плохо — это неестественно. Твои движения должны быть легки и точны, слегка уловимы и ненавязчивы.
Удерживай внимание
Легко сказать, но не так простосделать, хотя именно в этом и заключается мастерство звездного оратора. Используй небольшие забавные ролики (не больше полутора минут!), обязательно вставляй шутки в свое выступление (но учитывай тематику и состав аудитории), меняй тембр голоса. Например, говори громче, обозначая новую тему или вопрос, и, конечно, не демонстрируй свое превосходство над аудиторией. Ну, ты же эксперт, да?
Не падай духом
Во время выступления может случиться все, что угодно: микрофон сломается, кто-то громко чихнет, лопнет перегоревшая лампочка. Как бы там ни было, держи себя в руках и не выдавай своей растерянности, реагируй с юмором и постарайся как-то обыграть ситуацию. Так ты покажешь, что полностью контролируешь происходящее. А в конце выступления обязательно поблагодари присутствующих!
Фото: Shutterstock.com