То, как и что мы едим, может многое сказать о нашем поведении и жизненной позиции в целом. Таково мнение основателя гештальт-терапии Фредерика Перлза. Как ты ешь? Не торопясь, вдумчиво, концентрируясь на своих ощущениях, аромате?.. Или же впопыхах заглатываешь все кусками, не особо задумываясь над тем, какой собственно у блюда вкус? Согласно теории Фредерика Перлза, основателя гештальт-терапии, то, как мы едим, напрямую связано с нашим образом жизни и способностью справляться со стоящими перед нами задачами. Дело в том, что наши физиология и психика теснейшим образом связаны, что прежде всего выражается в параллелизме процесса принятия пищи и психических процессов.Как провести аналогии между пищевыми привычками и особенностями поведения? Рассмотрим на примерах. Жизненная ситуация №1. Евгения привлекательна, общительна и обаятельна. Но в личной жизни она неизменно сталкивается с одной и той же проблемой: влюбляется, начинает встречаться с молодым человеком, но в какой-то момент внезапно остывает к предмету своего обожания и ищет следующего. Такая же тенденция просматривается в других сферах жизни: Женя добивается желаемого результата, но, как оказывается, воспользоваться им не может и не хочет. Пищевые привычки: Больше всего Женя любит йогурты, хрустящие хлебцы и овощи. И, что характерно, в основном ими и питается. Что это значит по Перлзу. Поведение Жени можно сравнить с поведением грудного младенца. Чтобы утолить голод, он должен дотянуться до груди и присосаться к ней, после чего мирно засыпает, потому что за дальнейший процесс отвечает уже его бессознательный инстинкт. Точно так же и Женя упорно добивается своей цели, но, получив желаемое, "отключается". Процесс обладания ее не интересует. Но что естественно для младенца, для взрослого часто бывает неприемлемо. Важное отличие: у взрослого имеются зубы, которыми он откусывает и пережевывает пищу, концентрируясь тем самым не только на пути к цели, но и на полученном результате. Эта способность с процесса принятия пищи распространяется и на другие сферы жизни. Если во младенчестве ребенка наказывали, когда он кусал грудь, велика вероятность того, что у него вообще пропадет желание пользоваться резцами.Во взрослом возрасте это приведет к ситуации, в которой оказалась наша героиня. Примечательно, что и в еде Женя предпочитает продукты, которые легко поглощать, практически не работая челюстями. Жизненная ситуация №2. Юрий работает репортером в ежедневной газете. Он постоянно выхватывает все новую и новую информацию – и тут же выплескивает ее на страницы уходящего в тираж издания. С такой работой не соскучишься, но Юра все чаще жалуется на профессиональное выгорание.Пищевые привычки. Есть профессиональному репортеру некогда – обычно паузы между интервью и выездами кое-как забиваются перекусами, фастфудом и прочей "вкусной и здоровой пищей". Привычка спешить сохраняется и в непрофессиональной жизни: ест Юра быстро, толком не пережевывая и даже не замечая, что именно отправляет в рот. Что это значит по Перлзу? В отличие от предыдущей героини, Юру в отсутствии хватки упрекнуть нельзя. Это благоприятно сказывается и на его профессиональной деятельности: он умеет схватывать (читай: "откусывать") интересные куски информации. Но идет ли лично ему это на пользу? Судя по всему, нет. Он не усваивает полученные сведения, а тут же выплескивает их на страницы газеты и бежит за следующей порцией. Если обратиться к теории Перлза, то можно сказать, что подсознательно Юра застрял на том этапе, когда человек уже умеет пользоваться резцами, но еще не научился пережевывать пищу. Это часто случается, когда в детстве человека постоянно заставляли есть то, что ему не нравилось. В таком случае ребенок предпочитает притупить свои вкусовые ощущения и поскорее заглотнуть неприятную еду. До разжевывания дело не доходит. Впоследствии велика вероятность того, что человек не только пищу будет по привычке впопыхах заглатывать, но так же жадно и бестолково относиться и к жизни в целом, заглатывать информацию, толком не прорабатывая ее. Жизненная ситуация №3. Жизнь у Полины насыщенная. Она работает, по вечерам учится, а еще у нее есть муж, с которым после работы-учебы она часто ходит играть в теннис. Как она все успевает? "Не знаю, – признается Полина. – Просто я все это делаю ненапряженно, с удовольствием, и, главное, не тороплюсь".Пищевые привычки. Ест Полина тоже не торопясь, вдумчиво, с удовольствием, дает себе время "вчувствоваться" во вкус. Что это значит по Перлзу? Полина, видимо, в детстве благополучно прошла все три стадии дентального развития, то есть научилась сосать, откусывать, и жевать. Благодаря этому она может без эмоционального выгорания (а, наоборот, с удовольствием) заниматься разными видами деятельности, уделяя каждому достаточно времени и внимания.Практика Если то, как мы учились есть, определяет то, как мы живем, то, изменив свой подход к еде, мы можем существенно улучшить себе жизнь. И вот что для этого нужно.А как ты относишься к еде? Наш этот вопрос поможет ответить наш тест.