Скажи мне, как ты ешь, и я скажу, кто ты
Как ты ешь? Не торопясь, вдумчиво, концентрируясь на своих ощущениях, аромате?.. Или же впопыхах заглатываешь все кусками, не особо задумываясь над тем, какой собственно у блюда вкус? Согласно теории Фредерика Перлза, основателя гештальт-терапии, то, как мы едим, напрямую связано с нашим образом жизни и способностью справляться со стоящими перед нами задачами. Дело в том, что наши физиология и психика теснейшим образом связаны, что прежде всего выражается в параллелизме процесса принятия пищи и психических процессов.
Как провести аналогии между пищевыми привычками и особенностями поведения? Рассмотрим на примерах.
Жизненная ситуация №1. Евгения привлекательна, общительна и обаятельна. Но в личной жизни она неизменно сталкивается с одной и той же проблемой: влюбляется, начинает встречаться с молодым человеком, но в какой-то момент внезапно остывает к предмету своего обожания и ищет следующего. Такая же тенденция просматривается в других сферах жизни: Женя добивается желаемого результата, но, как оказывается, воспользоваться им не может и не хочет.
Пищевые привычки: Больше всего Женя любит йогурты, хрустящие хлебцы и овощи. И, что характерно, в основном ими и питается.
Что это значит по Перлзу. Поведение Жени можно сравнить с поведением грудного младенца. Чтобы утолить голод, он должен дотянуться до груди и присосаться к ней, после чего мирно засыпает, потому что за дальнейший процесс отвечает уже его бессознательный инстинкт.
Точно так же и Женя упорно добивается своей цели, но, получив желаемое, "отключается". Процесс обладания ее не интересует. Но что естественно для младенца, для взрослого часто бывает неприемлемо.
<module_link id="link1"></module_link>
Важное отличие: у взрослого имеются зубы, которыми он откусывает и пережевывает пищу, концентрируясь тем самым не только на пути к цели, но и на полученном результате. Эта способность с процесса принятия пищи распространяется и на другие сферы жизни.
Если во младенчестве ребенка наказывали, когда он кусал грудь, велика вероятность того, что у него вообще пропадет желание пользоваться резцами.
Во взрослом возрасте это приведет к ситуации, в которой оказалась наша героиня. Примечательно, что и в еде Женя предпочитает продукты, которые легко поглощать, практически не работая челюстями.
Жизненная ситуация №2. Юрий работает репортером в ежедневной газете. Он постоянно выхватывает все новую и новую информацию – и тут же выплескивает ее на страницы уходящего в тираж издания. С такой работой не соскучишься, но Юра все чаще жалуется на профессиональное выгорание.
Пищевые привычки. Есть профессиональному репортеру некогда – обычно паузы между интервью и выездами кое-как забиваются перекусами, фастфудом и прочей "вкусной и здоровой пищей". Привычка спешить сохраняется и в непрофессиональной жизни: ест Юра быстро, толком не пережевывая и даже не замечая, что именно отправляет в рот.
Что это значит по Перлзу? В отличие от предыдущей героини, Юру в отсутствии хватки упрекнуть нельзя. Это благоприятно сказывается и на его профессиональной деятельности: он умеет схватывать (читай: "откусывать") интересные куски информации.
Но идет ли лично ему это на пользу? Судя по всему, нет. Он не усваивает полученные сведения, а тут же выплескивает их на страницы газеты и бежит за следующей порцией.
Если обратиться к теории Перлза, то можно сказать, что подсознательно Юра застрял на том этапе, когда человек уже умеет пользоваться резцами, но еще не научился пережевывать пищу.
Это часто случается, когда в детстве человека постоянно заставляли есть то, что ему не нравилось. В таком случае ребенок предпочитает притупить свои вкусовые ощущения и поскорее заглотнуть неприятную еду. До разжевывания дело не доходит. Впоследствии велика вероятность того, что человек не только пищу будет по привычке впопыхах заглатывать, но так же жадно и бестолково относиться и к жизни в целом, заглатывать информацию, толком не прорабатывая ее.
<module_link id="link1"></module_link>
Жизненная ситуация №3. Жизнь у Полины насыщенная. Она работает, по вечерам учится, а еще у нее есть муж, с которым после работы-учебы она часто ходит играть в теннис. Как она все успевает?
"Не знаю, – признается Полина. – Просто я все это делаю ненапряженно, с удовольствием, и, главное, не тороплюсь".
Пищевые привычки. Ест Полина тоже не торопясь, вдумчиво, с удовольствием, дает себе время "вчувствоваться" во вкус.
Что это значит по Перлзу? Полина, видимо, в детстве благополучно прошла все три стадии дентального развития, то есть научилась сосать, откусывать, и жевать. Благодаря этому она может без эмоционального выгорания (а, наоборот, с удовольствием) заниматься разными видами деятельности, уделяя каждому достаточно времени и внимания.
Практика
Если то, как мы учились есть, определяет то, как мы живем, то, изменив свой подход к еде, мы можем существенно улучшить себе жизнь. И вот что для этого нужно.
- Осознать процесс принятия пищи. Постоянно отдавай себе отчет в своих вкусовых ощущениях: сладкое, горькое, твердое, волокнистое… Но ни в коем случае не на оценках этих ощущений: аппетитное, невкусное, – это совершенно разные вещи. Цель упражнения в том, чтобы, достигнув цели, не расслабляться наподобие младенца, а, наоборот, максимально полно осознавать и проживать эту ситуацию.
- Хорошо разжевывать. Нужно приучиться перетирать зубами все куски, находящиеся во рту. Суть в том, чтобы довести до сознания тот факт, что пища, которую мы едим, твердая. Поняв это, человек окончательно выходит из "младенческого" состояния. Кроме того, вырабатывается навык перетирать куски, прежде чем отправить их в желудок.
Благодаря этому улучшается способность усваивать новую информацию и справляться с задачами, разбивая их на части. Кстати, на пережевывание уйдет масса агрессивного заряда, который в противном случае человек неконтролируемо обрушит на себя или окружающих. - Кусать. Если у тебя есть привычка отщипывать от большого куска пальцами, все резать ножом или отрывать зубами, надо от нее избавиться. При откусывании резцы, согласно своему назначению, должны сходиться. Процессы, отвечающие за кусающее движение, ответственны и за то, что называется хваткой, – за способность взять свою долю, действовать активно.
- Следить за положением челюстей в нерабочем состоянии. Челюсти не должны быть разомкнуты или стиснуты. В них должен поддерживаться тонус, благодаря которому резцы будут слегка соприкасаться. Это будет способствовать налаживанию полноценного контакта с окружающей действительностью.
А как ты относишься к еде? Наш этот вопрос поможет ответить наш тест.