Юбки-шопенки, болеро и не только. Что балет подарил моде
Балет и мода — взаимосвязь намного более прочная и масштабная, чем может показаться на первый взгляд. Эти мощные субстанции, особенно в начале 20-го века, да и сейчас, влияли и влияют друг на друга настолько, что сценические образы порой становились дословными референсами к нарядам вечерним, а авторы балетных произведений, в свою очередь, позволяли себе вдохновляться модными и великими женщинами, беря их некие ДНК-коды и интегрируя их в свои произведения.
Так, например, находясь под влиянием ближневосточной экзотики, великий композитор Римский-Корсаков в 1910 году пишет фантастическую музыкальную партитуру, и далее хореограф-новатор Михаил Фокин ставит балет «Шахерезада», после премьеры которого в Парижской, да и мировой моде стойко укоренился тренд на брюки-шаровары, бра, которые носили не как нижнее белье, а как самостоятельную декоративную единицу гардероба, а также тюрбаны, чалму и массивные украшения: в общем, все то, что было в сценическом костюме главной героини — Зобеиды, главной жены и наложницы восточного царя Шахрияра.
Абсолютной классикой жанра подобной схемы заимствования считается юбка-шопенка, которая на самом деле как автономный предмет (а не подол сценического платья) используется балеринами в репетиционных процессах, а не на сцене, как это принято считать. В спектаклях все же подобные юбки сшиты с лифами (верхней частью костюма) и утверждать, что шопенка есть часть сценического костюма — неверно. Образы с такими платьями вы можете увидеть в балетах преимущественно эпохи романтизма — это «Жизель» и «Сильфида», а также в спектакле-оммаже на эту тему «Шопениана», премьера которого состоялась намного позже, чем расцвет великой эпохи.
Именно в репетиционной юбке-шопенке, купленной за 5 долларов в секонд-хенде, была облита грязью из-под колес автобуса Кэрри Брэдшоу на кадрах заставки эпохального сериала, который я недавно разбирал в преддверии выхода новых серий.
Но не только юбками-шопенками и различными вариациями на эту темы едины мода и балет. В своем материале я хочу рассказать и показать вам более интересные и аутентичные варианты интеграции, казалось бы, традиционных вещей из трудовых будней балерин, но которые можно элегантно и вкусно интегрировать в свой нарядный или даже повседневный гардероб.
Слитный купальник — это, безусловно, базовая вещь в рабочем арсенале каждой балерины или гимнастки. Еще со школьной скамьи официальным дресс-кодом для занятий и тренировок является он — хлопковый или лайкровый слитный купальник, как правило, однотонный, в светлых или темных спокойных тонах.
И если для профессионалок этих нелегких отраслей купальник — часть их daily routine, то модницы по всему миру сумели найти в этой вещи особый шарм и адаптировали слитный купальник не только для водных процедур, но и для повседневных модных образов. С брючным костюмом oversize или джинсами, юбкой-макси или шортами-кюлотами: традиционный репетиционный купальник (или как вариация на тему — боди) может вполне себе элегантно вписаться в повседневный образ, добавив собой как минимум удобства, а как максимум — концептуальности и лоска.
Краше всех, на мой взгляд, со слитными купальниками и боди обращается фэшн-дива Юлия Пеллипас, которая активно пользуется купальниками не только на пляже, но в своих городских выходах.
И раз я заговорил о репетиционной одежде танцовщиц, то обязательно стоит упомянуть о шерстяных вещах, а именно: о гетрах и кофтах «болеро».
Быстро разогреть и подготовить тело к уроку/занятию/репетиции всегда помогает комплект шерстяных вещей, в которых можно начинать делать упражнения, а потом снимать их, когда мышцы и связки прогреваются до нужной кондиции.
На икроножные мышцы, как правило, артисты в начале урока надевают шерстяные гетры, именно те, которые абсолютно точно многие дамы надевают «в свет» на горнолыжных курортах. Но помимо этого, шерстяные гетры средней высоты смогут чудно вписаться в зимний образ для похода на прогулку в парк или в загородный лес или, как вариант, можно надеть гетры на время катания на коньках. В общем, вещь зимняя и, помимо интересного акцента в образе, послужит дополнительным утеплением.
Шерстяная кофта «болеро» также надевается артистками в начале любого рабочего процесса и со временем снимается, как только разогревается спина, в частности, шейный и грудной отделы позвоночника. Этот предмет балетного гардероба был осмыслен модой в эпоху двухтысячных и считался в то время едва ли не ключевым элементом ДНУ почти всех поп-див во всем мире.
Позже болеро трансформировалось в кроп-топ, который более отвечает современным трендам, но все же дизайнеры и бренды по сей день предлагают клиентам различные вкусные, адаптированные к сегодняшнему дню вариации на тему кофт «болеро».
С большой долей уверенности буду утверждать, что такой аксессуар, как повязка на уши, обычно вязаная и используемая в зимнее время года и, в частности, для занятий зимними видами спорта, родилась в результате переосмысления «лебединых ушек», которые каждая из 33-х артисток-лебедей, включая Одетту/Одиллию, надевает на спектакль «Лебединое озеро».
Не совсем из балета, но из него в том числе в несценическую жизнь в свое время пришли большие, массивные украшения. И я говорю не про бриллианты, а про бижутерию. Как мы выяснили, настоящие драгоценности на блестят на сцене и в кадре, а бутафория блестит. Соответственно, вдохновившись заколдованными приемами фабрик грез, дизайнеры в 20-м веке, например, Коко Шанель, начали выпускать массивные, вычурные, относительно бюджетные аксессуары и украшения, которые пришлись по вкусу очарованной кино и балетом публике.
До сих пор каждый сезон модные дома представляют нашему вниманию различные вариации на тему массивных украшений: серег, колье, кулонов и колец. Последний яркий тому пример — Balenciaga, которые уже несколько сезонов подряд буквально провоцируют модную общественность, выпуская бижутерию неприлично больших размеров, которую все же так элегантно и аристократично носит наша соотечественница Рената Литвинова.
Симбиоз балета и моды бесконечен! И если раньше эта модальность работала только в одну сторону — мода вдохновлялась балетом, то сегодня эта связь работает и в обратном направлении.
Авторы, осмысляя модное мировое наследие, создают произведения, адресованные мэтрам мировой моды. Так, относительно недавно в Большом театре состоялась премьера балета «Габриэль Шанель», в котором прима-балерина Светлана Захарова языком танца и пластики своего тела рассказывала историю этой великой женщины, которая начинала свой путь как «певичка», а закончила самой обсуждаемой, влиятельной и фундаментальной фигурой, олицетворяющей моду 20-го века.
Фото: Vogue.com