Что не так с Кэрри Брэдшоу и почему ее подруги — гораздо более целостные личности, чем она
Больше нет ни «Завтраков у Тиффани», ни прочных связей, взамен мы получили холодную яичницу в 7 утра и дешевые интрижки. Купидон продался с потрохами. И как же это мы так влипли?
— буквально в первые несколько минут культового сериала девяностых годов авторы сразу же дали нам лейтмотивы своего дальнейшего повествования и обрисовали референс, по которому в том числе будет развиваться экранная жизнь главной героини. В сущности так и случилось: «Секс в большом городе» рассказал нам лайфстайл-историю четырех подруг, где не доминировали глубокие экзистенциальные серьезные переживания (хотя и им все же нашлось место в картине), социальные или политические повестки — в общем все то, что в данный момент воспевается во всех кинематографических жанрах.
Разумеется я беру в расчет тот факт, что сериалу без малого уже 20 лет, и с тех пор негласный устав успешного кино-продукта сильно изменился. Понятия толерантности и новой этики взяли верх над содержанием и средствами выразительности у творческих команд и общественное восприятие, неизменно, последовало именно за этими трендами. Но мы будем работать с тем, что есть.
Центром мира «Секса в большом городе» принято считать Кэрри Брэдшоу — легкую писаку в жанре беллетристики, которая затерлась в светской тусовке Нью-Йорка где-то между вторым и третьим сортом, периодически выползая в «А»-лист, но затем стремительно вылетая из него. Главными проблемами героини сценаристы картины почему-то сделали вечную обсессию Кэрри на тему покупок бесконечных дорогостоящих босоножек Manolo Blahnik и поиски вечного спутника жизни. Все. Если резюмировать все вышедшие 6 сезонов сериала с точки зрения доминирующего персонажа — других в ее существовании повесток нет. И если с первой задачей Кэрри, с периодическими провалами, но все же, справлялась (количество ее пар модной обуви в сериале описывается трехзначными числами), то вот с поисками кавалера, увы, автор журнальной колонки о сексе, терпит краш из раза в раз. Смею зайти чуть глубже, чем авторы предыдущих бесконечных статей и материалов на эту тему и рассудить, почему так происходило.
Во первых, мисс Брэдшоу обладала обостренными качествами эгоцентристки и собственницы и в принципе не рассматривала для себя вариантов союзов, построенных на компромиссах и договоренностях. «Прямо здесь, прямо сейчас — никак иначе» — именно так можно охарактеризовать абсолютно бессознательный подход Кэрри к вопросам личного характера. Смею сказать — отсюда все бесконечные наигранные драмы и, собственно, ее хлеб — рассказы о пережитом опыте, тиражируемые и издаваемые одной из нью-йоркских газет. Удивительно, что героиню обошли стороной серьезные невзгоды и жизненные трудности, в то время как тяжелый бракоразводный процесс, борьба с онкологией, потеря родного человека достались побочным персонажам — трем вечным подругам, которые, кстати, как по мне, намного более целостные личности, чем Брэдшоу.
Могу смело сказать, что главной героиней «Секса в большом городе» стоит считать собирательный образ всех четырех девушек — альфа-самки Саманты, современной и прогрессивной Миранды, прагматичной и консервативной Шарлотты и пространственной Кэрри. Вместе, они действительно олицетворяют эпоху, когда женщины начали иметь столько же денег и власти, сколько и мужчины и открыли для себя абсолютно новые горизонты и возможности.
В историях трех подруг это прослеживается особенно четко: помимо посещений модных распродаж и вечеринок, каждая, успешно занималась серьезной карьерой, была вовлечена в разные актуальные повестки, четко выстраивала приоритеты и жизненые принципы. Миранда «построила свою крепость», родила ребенка, несмотря на динамично взлетающую карьеру и осела в домашнем быту со Стивом, отцом их сына, с которым героиня пусть и не сразу, но все же смогла выстроить серьезные, глубокие и эмоционально богатые отношения.
Саманта же наслаждалась своим положением обеспеченной и свободной женщины, проживала эту жизнь в свое удовольствие. В сериале она является символом и центром гедонизма — роскошные мужчины, успешная карьера пиар-специалиста, устойчивое положение в обществе – все сбылось так, как она хотела, и даже рак груди не сломил ее, а только укрепил. Свою терапию она превратила в перформанс, апофеозом которого стала пламенная речь на светском благотворительном ужине в честь помощи больным онкологией.
Шарлотта же следовала своим детским мечтам: явление к ней принца на белом коне, свой замок и дети, в окружении которых она, вся в белом, счастливо улыбается в обнимку с любимым мужчиной. Так все и случилось: роскошнейшая квартира в районе Центрального парка Нью-Йорка (пусть и доставшаяся при разводе — это лишь часть ее пути), супруг-адвокат, разводивший мосты ее первого замужества, и, конечно же, детки — две дочери. Но, как и во всех сказках, во втором действии всегда должна быть драма. Так и тут: развод с врачом-кардиологом Треем (породистым красавцем, страдавшим неврозами и как следствие — импотенцией на фоне нестабильной психики), война с его сумасшедшей мамашей Банни (ее имя переводе — крольчиха, что очень символично ее грызущему характеру), борьба с трудностями в вопросе зачатия ребенка и, самое главное, периодическое несоответствие собственно-придуманным недостижимым идеалам.
Для меня самой трогательной сценой сюжетной линии Шарлотты является эпизод фотосессии интерьерной съемки квартиры и их, хозяев, якобы за завтраком. Никто из съемочной группы не знал, что уже условно разведенная пара накануне мероприятия в очередной раз в результате выяснения отношения поругалась и супруг отказался принимать участие в семейной съемке. За момент до команды фотографа «начали», Трей вошел в квартиру и встал в кадр к Шарлотте, сказав «Должен же я хоть что-то сделать для тебя». И закадровый голос зарезюмировал: «Как когда-то Шарлотта в детстве, надев мамины бусы, тысячи маленьких девочек, увидев эти фотографии, подумают — «Я тоже так хочу!».
Одним из спорных характеров повествования является великий и ужасный Мистер Биг. Величие его показано как и в вербальном контексте: актер, играющий персонажа, выше своей оппонентки почти в два раза, а сам образ «Бига» представляет собой богатого, властного и решительного человека с большой буквы. Так и в невербальном: он старше и опытнее Кэрри и в отличие от нее знает, чего хочет от нее и от жизни в целом. Сюжет, ситуации и взгляд автора очерчивают нам его, скорее, как отрицательного героя: абьюзера, предателя и потребителя. Но так ли это?
«Мужчина мечты» за весь сериал (за исключением последних серий шестого сезона) никогда не вписывался в пассажи Брэдшоу и тактично уходил от прямых ответов, давая понять ей, что не разделяет ее обсессий на тему «жить вместе до гроба и после гроба» и оставлял ей полную свободу выбора, с чем, эксцентричная газетная журналистика на протяжении десяти лет экранного действия не могла примириться. Можем ли мы осуждать человека за его искреннюю позицию — вопрос? Джон Престон (именно так зовут персонажа) также служит метафорой фундаментального капиталистического строя Америки в сериале и символизирует собой свободу выбора и непременную расплату за него: либо полных крахом, либо торжествненным успехом.
Так или иначе, оглядываясь назад, во время выхода сериала иным термином как «прорыв» назвать «Секс в большом городе» язык не поворачивается. Фемповестка, вопросы толерантности к меньшинствам, привилегированности и демократизации общественных процессов только зарождались о социуме конца девяностых и начале нулевых и все же были освещены в картине. Сегодняшний пассаж адептов новой этики как раз так и звучит — «Слишком белые, слишком богатые и слишком нетронутые невзгодами».
Чтож, не могу не согласиться, но одновременно с этим я не рассматриваю данный кинопродукт как актуальный. Для меня «СБГ» — уже наследие прошедшей эпохи и повод для ностальгии по времени, которое я вообще не знаю изнутри и с которым не соприкасался, и уже никогда не соприкоснусь.
Я искренне люблю этот сериал за гениальные легкомысленные рецепты и цитаты вроде «Если в жизни черная полоса есть один способ как круто провести время — пойти на классную вечеринку» или «Говорят, что шопинг раскрывает творческий потенциал, поэтому сегодня я провела в бутике Dolce&Gabbana полдня и оставила там кучу денег», за наивные истории скоропортящихся интриг главных героинь и, конечно же, за очень точный и красивый портрет города моей мечты — Нью-Йорка.
Фото: Кадры из сериала «Секс в большом городе»