Опубликовано 13 декабря 2021, 14:00
7 мин.

Что не так с Кэрри Брэдшоу и почему ее подруги — гораздо более целостные личности, чем она

9 декабря состоялась премьера «И просто так» — продолжения культового сериала «Секс в большом городе». О том, почему сиквел противопоказан к просмотру, совсем скоро расскажем в нашей рецензии, а пока взглянем на главных героев «СБГ» под другим углом. Автор WMJ.ru Дмитрий Полухин поставит под сомнения ключевые, уже сформированные годами, характеристики четырех (!) подруг и, конечно, мистера Бига.
Что не так с Кэрри Брэдшоу и почему ее подруги — гораздо более целостные личности, чем она

Больше нет ни «Завтраков у Тиффани», ни прочных связей, взамен мы получили холодную яичницу в 7 утра и дешевые интрижки. Купидон продался с потрохами. И как же это мы так влипли?

— буквально в первые несколько минут культового сериала девяностых годов авторы сразу же дали нам лейтмотивы своего дальнейшего повествования и обрисовали референс, по которому в том числе будет развиваться экранная жизнь главной героини. В сущности так и случилось: «Секс в большом городе» рассказал нам лайфстайл-историю четырех подруг, где не доминировали глубокие экзистенциальные серьезные переживания (хотя и им все же нашлось место в картине), социальные или политические повестки — в общем все то, что в данный момент воспевается во всех кинематографических жанрах.

Разумеется я беру в расчет тот факт, что сериалу без малого уже 20 лет, и с тех пор негласный устав успешного кино-продукта сильно изменился. Понятия толерантности и новой этики взяли верх над содержанием и средствами выразительности у творческих команд и общественное восприятие, неизменно, последовало именно за этими трендами. Но мы будем работать с тем, что есть.

Кэрри Брэдшоу

Кэрри Брэдшоу

© Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Центром мира «Секса в большом городе» принято считать Кэрри Брэдшоу — легкую писаку в жанре беллетристики, которая затерлась в светской тусовке Нью-Йорка где-то между вторым и третьим сортом, периодически выползая в «А»-лист, но затем стремительно вылетая из него. Главными проблемами героини сценаристы картины почему-то сделали вечную обсессию Кэрри на тему покупок бесконечных дорогостоящих босоножек Manolo Blahnik и поиски вечного спутника жизни. Все. Если резюмировать все вышедшие 6 сезонов сериала с точки зрения доминирующего персонажа — других в ее существовании повесток нет. И если с первой задачей Кэрри, с периодическими провалами, но все же, справлялась (количество ее пар модной обуви в сериале описывается трехзначными числами), то вот с поисками кавалера, увы, автор журнальной колонки о сексе, терпит краш из раза в раз. Смею зайти чуть глубже, чем авторы предыдущих бесконечных статей и материалов на эту тему и рассудить, почему так происходило.

Во первых, мисс Брэдшоу обладала обостренными качествами эгоцентристки и собственницы и в принципе не рассматривала для себя вариантов союзов, построенных на компромиссах и договоренностях. «Прямо здесь, прямо сейчас — никак иначе» — именно так можно охарактеризовать абсолютно бессознательный подход Кэрри к вопросам личного характера. Смею сказать — отсюда все бесконечные наигранные драмы и, собственно, ее хлеб — рассказы о пережитом опыте, тиражируемые и издаваемые одной из нью-йоркских газет. Удивительно, что героиню обошли стороной серьезные невзгоды и жизненные трудности, в то время как тяжелый бракоразводный процесс, борьба с онкологией, потеря родного человека достались побочным персонажам — трем вечным подругам, которые, кстати, как по мне, намного более целостные личности, чем Брэдшоу.

Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта

Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта

© Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Могу смело сказать, что главной героиней «Секса в большом городе» стоит считать собирательный образ всех четырех девушек — альфа-самки Саманты, современной и прогрессивной Миранды, прагматичной и консервативной Шарлотты и пространственной Кэрри. Вместе, они действительно олицетворяют эпоху, когда женщины начали иметь столько же денег и власти, сколько и мужчины и открыли для себя абсолютно новые горизонты и возможности.

В историях трех подруг это прослеживается особенно четко: помимо посещений модных распродаж и вечеринок, каждая, успешно занималась серьезной карьерой, была вовлечена в разные актуальные повестки, четко выстраивала приоритеты и жизненые принципы. Миранда «построила свою крепость», родила ребенка, несмотря на динамично взлетающую карьеру и осела в домашнем быту со Стивом, отцом их сына, с которым героиня пусть и не сразу, но все же смогла выстроить серьезные, глубокие и эмоционально богатые отношения.

Миранда с сыном Брэди

© Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Стив

© Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Саманта же наслаждалась своим положением обеспеченной и свободной женщины, проживала эту жизнь в свое удовольствие. В сериале она является символом и центром гедонизма — роскошные мужчины, успешная карьера пиар-специалиста, устойчивое положение в обществе – все сбылось так, как она хотела, и даже рак груди не сломил ее, а только укрепил. Свою терапию она превратила в перформанс, апофеозом которого стала пламенная речь на светском благотворительном ужине в честь помощи больным онкологией.

Кэрри и Саманта

Кэрри и Саманта

© Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Шарлотта же следовала своим детским мечтам: явление к ней принца на белом коне, свой замок и дети, в окружении которых она, вся в белом, счастливо улыбается в обнимку с любимым мужчиной. Так все и случилось: роскошнейшая квартира в районе Центрального парка Нью-Йорка (пусть и доставшаяся при разводе — это лишь часть ее пути), супруг-адвокат, разводивший мосты ее первого замужества, и, конечно же, детки — две дочери. Но, как и во всех сказках, во втором действии всегда должна быть драма. Так и тут: развод с врачом-кардиологом Треем (породистым красавцем, страдавшим неврозами и как следствие — импотенцией на фоне нестабильной психики), война с его сумасшедшей мамашей Банни (ее имя переводе — крольчиха, что очень символично ее грызущему характеру), борьба с трудностями в вопросе зачатия ребенка и, самое главное, периодическое несоответствие собственно-придуманным недостижимым идеалам.

Гарри и Шарлотта. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Гарри и Шарлотта. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Для меня самой трогательной сценой сюжетной линии Шарлотты является эпизод фотосессии интерьерной съемки квартиры и их, хозяев, якобы за завтраком. Никто из съемочной группы не знал, что уже условно разведенная пара накануне мероприятия в очередной раз в результате выяснения отношения поругалась и супруг отказался принимать участие в семейной съемке. За момент до команды фотографа «начали», Трей вошел в квартиру и встал в кадр к Шарлотте, сказав «Должен же я хоть что-то сделать для тебя». И закадровый голос зарезюмировал: «Как когда-то Шарлотта в детстве, надев мамины бусы, тысячи маленьких девочек, увидев эти фотографии, подумают — «Я тоже так хочу!».

Мистер Биг. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Мистер Биг. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Одним из спорных характеров повествования является великий и ужасный Мистер Биг. Величие его показано как и в вербальном контексте: актер, играющий персонажа, выше своей оппонентки почти в два раза, а сам образ «Бига» представляет собой богатого, властного и решительного человека с большой буквы. Так и в невербальном: он старше и опытнее Кэрри и в отличие от нее знает, чего хочет от нее и от жизни в целом. Сюжет, ситуации и взгляд автора очерчивают нам его, скорее, как отрицательного героя: абьюзера, предателя и потребителя. Но так ли это?

«Мужчина мечты» за весь сериал (за исключением последних серий шестого сезона) никогда не вписывался в пассажи Брэдшоу и тактично уходил от прямых ответов, давая понять ей, что не разделяет ее обсессий на тему «жить вместе до гроба и после гроба» и оставлял ей полную свободу выбора, с чем, эксцентричная газетная журналистика на протяжении десяти лет экранного действия не могла примириться. Можем ли мы осуждать человека за его искреннюю позицию — вопрос? Джон Престон (именно так зовут персонажа) также служит метафорой фундаментального капиталистического строя Америки в сериале и символизирует собой свободу выбора и непременную расплату за него: либо полных крахом, либо торжествненным успехом.

Мистер Биг и Кэрри. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Мистер Биг и Кэрри. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Так или иначе, оглядываясь назад, во время выхода сериала иным термином как «прорыв» назвать «Секс в большом городе» язык не поворачивается. Фемповестка, вопросы толерантности к меньшинствам, привилегированности и демократизации общественных процессов только зарождались о социуме конца девяностых и начале нулевых и все же были освещены в картине. Сегодняшний пассаж адептов новой этики как раз так и звучит — «Слишком белые, слишком богатые и слишком нетронутые невзгодами».

Чтож, не могу не согласиться, но одновременно с этим я не рассматриваю данный кинопродукт как актуальный. Для меня «СБГ» — уже наследие прошедшей эпохи и повод для ностальгии по времени, которое я вообще не знаю изнутри и с которым не соприкасался, и уже никогда не соприкоснусь.

Кэрри. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Кэрри. Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Я искренне люблю этот сериал за гениальные легкомысленные рецепты и цитаты вроде «Если в жизни черная полоса есть один способ как круто провести время — пойти на классную вечеринку» или «Говорят, что шопинг раскрывает творческий потенциал, поэтому сегодня я провела в бутике Dolce&Gabbana полдня и оставила там кучу денег», за наивные истории скоропортящихся интриг главных героинь и, конечно же, за очень точный и красивый портрет города моей мечты — Нью-Йорка.

Фото: Кадры из сериала «Секс в большом городе»