Кино и сериалы4 мин.

Поиски бога и происки дьявола: почему сериал «Полуночная месса» — must see сезона

Разбираемся в новом проекте Майка Флэнегана
В конце сентября на Netflix вышла «Полуночная месса» — хоррор-драма от создателя «Призраков дома на холме» и «Окулуса» Майка Флэнегана. Как и всегда, режиссер и сценарист ищет новые лазейки в привычном жанре, превращая пугающую историю в экзистенциальную притчу. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, почему его новый проект так же страшно хорош.

Где-то вдали от большого мира находится маленький остров, на котором живет всего 127 человек. Здесь не просто все знают друг друга, но также знают и все друг о друге. Жители острова делятся на два типа: те, кто живет на нем всю жизнь и ни разу не решился на большой побег, и те, кто однажды покинул родную землю, но, не обретя счастья вдали от дома, вернулся назад.

В числе последних два центральных персонажа Райли и Эрин. Первый наворотил дел в Нью-Йорке, отсидел в тюрьме и, мучаясь чувством вины, вернулся в отчий дом. Эрин успела пожить с мужем-тираном, а забеременев, решилась покинуть материк ради более тихой и безопасной жизни.

Но планы и этих центральных персонажей, и прочих жителей острова рушит внезапный приезд нового священника, отца Пола. С его возвращением начинают происходить странные вещи, и оказывается, что человек, который должен приносить благую весть, привез на остров сущее зло.

Автор сериала Майк Флэнеган впервые заставил говорить о себе еще в середине десятых, когда на экраны вышли «Окулус» и «Уиджи. Проклятие доски дьявола». Обе ленты исследовали мистику не столько во внешнем, сколько во внутреннем мире героев. После этого режиссер сделал небольшую передышку в жанре и попробовал свои силы в другом стиле: снял герметичный триллер «Тишина» и экранизировал драму «Игра Джералда» Стивена Кинга.

Но именно в 2018 году, когда постановщик возглавил топ Netflix c сериалом «Призраки дома на холме», стало очевидно, что на наших глазах родился самобытный кинематографист с необычным взглядом на привычный жанр. Более того, выяснилось, что формат сериала куда комфортнее автору, которому есть что сказать и решительно не хватало хронометража полного метра.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

«Полуночная месса» наследует выработанный четкий почерк Флэнегана: вновь это история-лабиринт, которая раскрывает все свои секреты постепенно; снова здесь внешне порочные, но внутренне сломленные герои, которым невозможно не сопереживать; и в очередной раз в центре повествования тема единства, будь это семья или коммуна.

Намеренно продолжая работать на пересечении жанров хоррора и драмы, режиссер дает понять, что еще не исчерпал себя и знает много потайных ходов-коридоров, которыми можно провести зрителя. Если посмотреть фильмографию постановщика, становится очевидно, что он выстраивает собственную вселенную, которую — самое главное — невозможно спутать с чем-то еще.

Флэнеган любит заигрывать с ожиданиями зрителя, рассчитывающего на привычные шаблоны: в последний момент он всегда меняет линию повествования на 180 градусов. Важно и то, что страх для Флэнегана не самоцель, а лишь проводник — с его помощью он пытается разобраться в тайных желаниях, чувствах и стремлениях героев. Именно через реакцию на ужас мы узнаем их самих.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

«Полуночная месса» вмещает в себя много пугающего и волнительного, ведь история про новоприбывшего священника, повстречавшего зло, но ошибочно принявшее его за чудо господне, — это интересный заход. Отец Пол своим приездом нарушает привычную жизнь острова: сперва начинают происходить невероятные чудеса (библейские исцеления и даже омоложения), а после воплощаются самые страшные кошмары (ведь у любого чуда есть своя цена).

Флэнеган рассказывает эту историю постепенно, знакомя нас с миром героев и попутно поднимая сложные вопросы морали и веры. При этом шоураннеру удается не скатиться в морализаторство, напротив, он снабжает историю множеством метафор и поэтичных образов.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

Не отказывает себе режиссер и в легком баловстве: в проекте всего семь серий (непривычно для формата, любящего четные числа), а в комнате одного из героев висит старый постер фильма «Семь» Дэвида Финчера — эдакий намек на семь смертных грехов для самых наблюдательных.

В своих прошлых проектах Флэнеган любил проверить зрителей еще и на зоркость — прятал по всему кадру призраков, не заметных с первого раза. На YouTube даже есть специальные видео, в которых блогеры пытаются отыскать все «тайники» режиссера.

А секретов и недосказанности во вселенной постановщика достаточно, поэтому и просмотр его сериалов кажется своеобразным квестом. Флэнеган расширяет границы привычного жанра, в очередной раз доказывая, что человеку стоит бояться не шороха за окном и не скрипа ступенек, а самого себя. Что больше всего пугает не скрытое во тьме, а то, что вырвется на свет. Что мы являемся носителями не только гена страха, но и того, что его подпитывает.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

Копаться в этих глубинах можно долго, но зафиксировать хочется главное — хоррор уже давно перестал быть жанром с предсказуемыми сюжетными ходами и дешевыми приемами.

Отныне его задача — не заставить нас зажмуриться, но, как никогда прежде, напротив, взглянуть на источник ужаса и не отвести взгляд. Ведь то, что не убивает нас, делает нас сильнее. И киномиры Флэнегана тому самое точное подтверждение.

Фото: пресс-служба

Видео: пресс-служба