Освистанная Джоли и скандальная выходка Лабафа: топ-8 незабываемых курьезов Берлинале
Фильм «ДАУ. Наташа» спровоцировал скандал
Показ фильма «ДАУ. Наташа» Ильи Хржановского в рамках немецкого киносмотра спровоцировал крупный скандал в российском и европейском киносообществах. Причиной стала информация от участников проекта, которые рассказывали, что в процессе съемок Хржановский допускал физическое и моральное насилие над исполнителями. Так, в одной из сцен «ДАУ. Наташа» героиню, которую сыграла непрофессиональная актриса, пытают и насилуют бутылкой из-под коньяка. Участники съемок заявили, что об этой сцене не было известно заранее, а сама исполнительница находилась в состоянии алкогольного опьянения.
Ситуация вокруг этической стороны съемок фильма разделила российских кинокритиков на два лагеря: тех, кто посчитал такие методы съемок допустимыми, оправдывая их замыслом постановщика, и тех, кто считает, что искусство не может служить оправданием насилия. Последние написали открытое письмо руководству Берлинале. Журналисты возмутились позицией организаторов киносмотра, допустивших фильм к конкурсной программе. Полное обращение критиков опубликовано здесь. Российских журналистов поддержали их немецкие коллеги, указавшие на нарушение этических норм во время съемок фильма в своих кинорецензиях на работу Хржановского.
Вопреки спорам «ДАУ. Наташа» стала обладателем «Серебряного медведя» за художественные достижения — награду получил оператор картины Юрген Юргес.
Первые гендерно-нейтральные номинации
В 2020 году стало известно, что Берлинале выбрал новый курс и стал фестивалем толерантности. Организаторы киносмотра объявили, что, начиная с 2021-го года, в рамках основного конкурса не будут вручаться призы отдельно в мужских и женских категориях. Вместо этого вводятся две новые награды — «Серебряные медведи» за лучшую главную роль и за лучшую роль второго плана.
«Впервые награды за актерскую игру будут вручаться на гендерно-нейтральной основе. Мы верим, что награждение без разделения призов в актерских номинациях по гендерному признаку на нашем фестивале станет сигналом для более гендерно-чувствительных наград в киноиндустрии», — сообщалось в заявлении директоров Берлинале Мариетт Риссенбек и Карло Шатриана.
«Восхождение» — первая советская картина, завоевавшая главный приз
Военная драма Ларисы Шепитько вышла на экраны в 1976-м, а годом позже была представлена в рамках берлинского кинофестиваля. По итогу смотра картина забрала награду в категории «Лучший фильм», став первой (и единственной) советской лентой, отмеченной на Берлинале.
По злой иронии судьбы «Восхождение» стал последним фильмом в режиссерской карьере Шепитько — через три года после выхода ленты она трагически погибла в автокатастрофе. Вместе с ней погиб и оператор «Восхождения» Владимир Чухнов.
Анджелина Джоли рассорила несколько стран
В 2012 году на Берлинале Анджелина Джоли планировала представить миру свой режиссерский дебют «В краю крови и меда», но вместо этого невольно спровоцировала международный скандал. Действие фильма разворачивается во время военных действий в Боснии и Герцеговине. В центре повествования — любовная история между сербским солдатом и боснийской беженкой. Их чувства возникли еще до обострения военного конфликта, но именно ужасы войны становятся главным препятствием в их личной жизни.
Если критики просто посмеялись над моралистским посылом Джоли, не бывавшей на Балканах, о том, что любовь побеждает все, то сербы и черногорцы оскорбились ее взглядом на исторические события. Зрители этих стран освистали фильм, против высказался и югославский режиссер Эмир Кустурица, обвинив картину в госзаказе пропагандистов.
Фильм O.K. поставил Берлинале под удар
Задолго до Джоли жюри и критиков кинофестиваля сумел рассорить другой антивоенный фильм — картина Майкла Верховена O.K. Сюжет ленты повествует о реальном случае насилия в отношении вьетнамской девушки со стороны американских солдат, изнасиловавших ее в период Вьетнамской войны.
Жюри 20-го Берлинского кинофестиваля во главе с американским режиссером Джорджем Стивенсом после голосования решило исключить ленту из конкурса, сославшись на директиву FIAPF (Международная федерация ассоциаций продюсеров фильмов): «Все кинофестивали должны способствовать лучшему взаимопониманию между народами». Категоричная позиция жюри была основана на том, что Стивенс, служивший во время Второй мировой войны, назвал фильм антиамериканским.
В противовес ему один из членов жюри, Душан Макавеев, вступился за картину и поддержал Верховена. Другие режиссеры, принимавшие участие в фестивале, в знак протеста сняли свои фильмы. Жюри обвинили в цензуре и в конце концов распустили, а сам конкурс был приостановлен. Масштаб скандала оказался таким большим, что продолжение киносмотра в следующем году долгое время оставалось также под угрозой срыва.
Шайа Лабаф превращается в живой мем
В 2014 году в рамках премьеры дилогии «Нимфоманка» Шайа Лабаф совершил на красной дорожке форменный демарш. Актер, исполнивший в картине одну из ролей, появился перед фотографами в смокинге, но с пакетом на голове. Надпись на пакете гласила: «Я больше не знаменитость».
Многие тогда предположили, что артист либо неудачно пошутил, либо начал терять рассудок. Тем более, что ранее тем днем он позволил себе странное поведение и во время пресс-конференции. Сперва актер демонстративно на протяжении 10 минут громко жевал жвачку, а после вопроса журналиста об откровенных сценах в фильме процитировал фразу из фильма Кена Лоуча «В поисках Эрика»: «Чайки летят за траулером, потому что надеются, что сардины будут падать в море». После чего встал и молча вышел из зала.
Даже если в тот день Шайа пытался шутить, последующие годы доказали, что с ментальным здоровьем Лабафа и правда все не очень однозначно.
Великий фильм «Расемон» оставляют без призов
Сейчас работа Акиры Куросавы — канонический пример талантливого фильма, живая классика, история, которую до сих пор цитируют и копируют десятки кинематографистов по всему миру.
Но в 1952 году зрительское жюри не сумело рассмотреть потенциал «Расемона» и оставило картину без наград. Подобные упущения в истории кино — не редкость, но это вызывает недоумение каждый раз. А, может, все дело в том, что какие-то произведения искусства просто опережают свое время.
Модель Эва Падберг становится объектом для шуток
Немецкая топ-модель стала гостьей кинофестиваля в 2013 году. Выступая перед журналистами и рассказывая о своих впечатлениях от киносмотра, девушка допустила случайную ошибку, сказав: «Неделя моды — это всегда сильный стресс».
К чести Падберг, она тут же свела ситуацию в шутку, добавив, что очень далека от кинематографа. Как бы там ни было, а сама ситуация стала главным курьезом Берлинале того года.
Фото: Gerald Matzka,Jens Kalaene,Armando Gallo,Ma Ning,Uwe Geisler,Tschiponnique Skupin,Clemens Niehaus,Alec Michael,Gerald Matzka,Clemens Niehaus/Global Look Press; EastNews; Kinopoisk; Sean Gallup/Getty Images