Скандалы и триумфы: 10 самых громких эпизодов в истории Венецианского фестиваля
От курьезов с Йоханссон и Полански до победы Звягинцевая выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Венецианский кинофестиваль сопровождался скандалами с момента своего возникновения, ведь изначально идею его создания предложил итальянский диктатор Бенито Муссолини. К счастью, киносмотр, который существует с 1932 года, за почти вековую историю сумел вырасти из локального фестиваля в киноплатформу мирового значения.
Каждый год на 10 дней остров Лидо (находящийся в 1 км от Венеции) превращается в пространство, где торжествует кинематограф: сюда съезжаются главные звезды планеты, венецианские каналы заменяют красные ковровые дорожки, а почетное жюри определяет курс развития кино — не только авторского, но и массового.
Фильм «Экстаз» наводит суету
Во время второго Венецианского фестиваля в 1934 году зрителям была представлена картина «Экстаз» чехословацкого режиссера Густава Махаты. История водевиля между пожилым супругом, его молодой женой и ее любовником могла бы навсегда затеряться в летописи киносмотра, если бы не один пикантный нюанс — именно в этой ленте была впервые представлена эротическая сцена с обнаженным женским телом. На протяжении 10 минут главная героиня с библейским именем Ева купалась в лесном озере.
Картина навела такую громкую суету, что с проклятиями в ее адрес выступил папа римский Пий XII, саму ее запретили в ряде стран, а в Германии Гитлер допустил ее к прокату только под новым названием «Симфония любви» и с вырезанной сценой раздора. Вот такая судьба у фильма с весьма тривиальным сюжетом, но ярким промо — будущие поколения явно учились продвигать свои релизы на примере Густава Махаты.
Кубрик отказывается лично презентовать миру свою «Лолиту»
В 1962 году на экраны вышла первая экранизация набоковской «Лолиты», снятая Стэнли Кубриком по сценарию самого писателя. Стартовой площадкой для фильма выбрали Венецианский кинофестиваль, который с волнением ожидал премьеру. Мнения на счет самой «Лолиты» разделились, и было очевидно, что обсуждать ленту будут так же активно, как и роман.
Желая избежать лишних разговоров и пытаясь не распалить зрительские споры еще больше, режиссер ленты Стэнли Кубрик принял радикальное решение — отказался присутствовать на премьере лично. До него подобным образом кинематографисты не поступали: фестиваль придуман для того, чтобы чествовать авторов и их работы. Так кто же по собственной воле откажется от этих 15 минут славы? Как оказалось, кто-то вроде своенравного Кубрика и откажется.
Дебют главного бунтаря эпохи Марлона Брандо
Венецианский кинофестиваль не только становился местом для скандалов, но и зажигал новые звезды. В 1954 году именно на итальянском киносмотре была представлена драма «В порту» — картина, определившая дальнейшую судьбу 30-летнего Марлона Брандо. Именно после нее молодой актер проснулся знаменитым.
Мало того что артиста и саму ленту превозносила мировая пресса, так впоследствии успех в Венеции поспособствовал ей в получении 12 (!!) номинаций на премию «Оскар», 8 из которых увенчались заветными золотыми статуэтками (включая приз Брандо в категории «Лучший актер»).
Исторический триумф Андрея Звягинцева
В 2003 году на Венецианском кинофестивале состоялась мировая премьера драмы «Возвращение» тогда никому не известного режиссера Андрея Звягинцева. Еще во время объявления списка картин-участниц президент фестиваля обратил внимание прессы на работу дебютанта. После показа фильма стало понятно, что в дополнительной рекламе он не нуждается и на глазах мировых СМИ родился новый самобытный и невероятно талантливый режиссер.
Эту точку зрения разделили и оба жюри фестиваля, отдавших картине сразу пять наград: приз «Золотой лев», приз CinemAvvenire за лучший первый фильм, приз Луиджи ди Лаурентиса — Лев будущего, премия SIGNIS Award и приз Sergio Trasatti Award. Ни одной картине до или после не удалось побить данный рекорд. Это был момент абсолютного триумфа и Андрея Звягинцева в частности, и российского кино в целом.
Скарлетт Йоханссон едва не срывает премьеру собственного фильма
Старый Голливуд помнит расхожую шутку (с большой долей правды) про способность Элизабет Тейлор опаздывать всегда и всюду. Об этой ее манере знали буквально все, и однажды коллега пошутил про актрису: «Ты так часто опаздываешь, что с легкостью пропустишь даже собственные похороны».
Оказалось, что опозданиями грешила не только легендарная звезда «Клеопатры», но и ее юная коллега. В 2006 году Скарлетт Йоханссон едва не сорвала премьеру картины «Черная орхидея» Брайана Де Пальмы, опоздав на целых 45 минут. Все это время показ фильма задерживался, потому что Скарлетт исполнила в нем главную роль и начинать без нее постановщик отказывался. В итоге приезда звезды ждали как манны небесной и журналисты, и рядовой зритель.
До красной дорожки Йоханссон все же доехала, но атмосфера на премьере была испорчена, а мировые СМИ не упустили шанс поехидничать о непунктуальности актрисы, живущей по принципу «И пусть весь мир подождет».
Революционный квир-приз
В свой самый первый год Венецианский кинофестиваль обошелся без наград и проводился как киносмотр, на котором не было победителей и проигравших, — целью мероприятия было простое желание показать достижения итальянского кино всему миру. За последующие десятилетия курс фестиваля сильно изменился: появились не просто разные секции и программы, другими стали и сами награды.
В 2007 году на киносмотре был внедрен специальный квир-приз «Голубой лев», вручающийся фильмам с лучшей репрезентацией ЛГБТ-сообщества. Важно: награда считается одной из самых престижных и за время ее существования она доставалась и «Одинокому мужчине» Тома Форда, и «Филомене» Стивена Фрирза, и «Девушке из Дании» Тома Хупера, то есть мастодонтам современного кино.
Парад «голых» платьев
Откровенные наряды на красных дорожках мировых кинофестивалей едва ли кого-то удивляют в наши дни. Более того — приглашенные на киносмотр модели не просто «торгуют лицом», но и работают на благо фестивалей, делая им дополнительную рекламу. Но есть моменты, когда смелость образов кажется допустимой, и есть моменты, когда она становится совершенно неуместной.
В 2016 году модели Дайан Мелло и Джулия Салеми вышли на красную дорожку в откровенных нарядах без нижнего белья. Все бы ничего, но киносмотр проходил после трагического землетрясения, случившегося в Италии накануне. Именно в память о погибших организаторы ввели строгий дресс-код. Модная провокация обернулась некрасивым скандалом — моделей обвинили в неуважении к общему трауру и осудили излишнюю откровенность их нарядов.
«Джокер» побеждает и вписывает свое имя в историю
Картина Тодда Филлипса была представлена публике в рамках 76-го Венецианского фестиваля в 2019 году. До премьеры критики не делали особых ставок на фильм, основанный на графическом романе. Но после финальных титров стало очевидно, что кинокомикс изменился и способен не только удивлять форматом аттракциона, но и покорять сердца как сильное авторское произведение.
«Джокер» стал первым фильмом, снятым по комиксам, удостоенным главного приза киносмотра — «Золотого льва». В шоке тогда были все: пресса, зрители и сами автора фильма, который впоследствии продолжил свое мировое шествие вплоть до важной победы Хоакина Феникса на «Оскаре» в категории «Лучший актер». Вы все еще думаете, что комиксы рассчитаны только на детей? Тогда «Джокер» идет к вам.
Полански освистан и повержен
Роман Полански долгие годы умудрялся уходить от последствий громкого скандала, случившегося еще в феврале 1977 года. Тогда режиссер был обвинен в изнасиловании 13-летней девочки Саманты Геймер, которое произошло в доме голливудского актера Джека Николсона. Девушка заявляла, что Полански пригласил ее домой под предлогом фотосессии для модного журнала, но в процессе съемки дал ей шампанское с наркотиком и изнасиловал. После ареста Полански признал себя виновным. Накануне оглашения приговора кинематографист бежал из США в Великобританию. А затем, чтобы избежать экстрадиции, вернулся в родную Францию.
В последующие годы о сексуальном насилии со стороны режиссера говорили и другие женщины, а самое «свежее» обвинение пришлось на 2019 год. Тогда же в Венеции была представлена картина Полански «Офицер и шпион». Более того, она удостоилась сразу двух призов киносмотра: премии Большого жюри и премии Международной федерации кинопрессы. Это вызвало волну негодования среди общественности, возмущенной тем, что организаторы киносмотра игнорируют обвинения в адрес режиссера.
Ситуация усугубилась во время объявления номинаций на французский аналог «Оскара» — премию Cesar. «Офицер и шпион» получил 12 номинаций. По этому поводу в социальных сетях появились печальные и ироничные комментарии от французских активистов, заметивших, что количество номинаций соответствовало числу женщин, официально обвинивших Полански в изнасиловании.
Тильда Суинтон превозносит Ваканду со сцены фестиваля
В 2020 году Тильда Суинтон удостоилась специальной награды Венецианского фестиваля за карьерные достижения и вклад в кинематограф. Получая приз, актриса вспомнила не только собственные работы и победы, но и своеобразным образом почтила память звезды «Черной пантеры» Чедвика Боузмана, трагически скончавшегося от рака в конце августа.
«Самый почтенный и невероятный кинофестиваль на земле. Мы можем и дальше полагаться на великое, эластичное, широкое, дикое, живое, безграничное и вечно инклюзивное состояние кино. У нас есть все необходимое. Да здравствует Венеция! Кино, кино, кино! Ваканда навсегда! И ничего, кроме любви», — эмоционально произнесла со сцены Тильда.
Фото: Franco Origlia,Franco Origlia,Pascal Le Segretain,Franco Origlia,Pascal Le Segretain,Elisabetta Villa,Keystone/Getty Images; Ekaterina Tsvetkova,Cheng Tingting,Armando Gallo,Hubert Boesl,Dave Bedrosian,Exclusivepix Media,Supplied by FilmStills.net,R4924_italyphotopress via www.im,Hubert Boesl,Imagespace/Global Look Press; GP/MPI/Capital Pictures/Capital Pictures,The Legacy Collection/Photoshot,ALBERTO PIZZOLI/AFP,/East News; Kinopoisk.ru