Клинтон, Левински и импичмент: рецензия на новую «Американскую историю преступления»
Третий сезон «АИП» вращается вокруг громкого скандала с Биллом Клинтоном и Моникой Левински, едва не увенчавшегося процедурой импичмента 42-го президента США. Авторы по крупицам собирают сложный и хитро выстроенный пазл тех событий, когда весь мир с замиранием сердца наблюдал за публичным разбирательством. Но за яркой политической ширмой есть другие слои, а именно истории тех женщин, которые подверглись харассменту со стороны лидера нации и попытались отстоять себя.
Моника Левински к их числу едва ли относится, потому что была влюблена в Клинтона и намеренно искала с ним романтических отношений. Тем не менее по злой иронии судьбы именно ее жизнь сильнее других будет разрушена этим опасным ураганом из политических манипуляций, подковерных интриг и борьбы за власть.
Но давайте по порядку. Зритель постарше, заставший в свое время разбирательство по делу Клинтона, помнит общие моменты, но, вероятно, забыл миллион сопутствующих деталей. Структура сериала, несмотря на свою комфортность, может побудить зрителя уже на первых минутах первой серии нажать на паузу и пойти гуглить подробности.
Так, «Импичмент» начинается с эпизода про Винсента Фостера — известного адвоката и близкого друга четы Клинтон, который в 1993 году совершил суицид. Для наших реалий эта трагедия, к сожалению, едва ли что-то значила, но в рамках портрета жизни 42-го президента США — очень много.
Расследование внезапной кончины Фостера бросило тень на Клинтонов — в частности, Хиллари приписывали тайный роман с юристом, а Билла подозревали в заказе убийства друга детства, который якобы перешел ему дорогу.
Эти обвинения не были официально доказаны, более того, многочисленные последующие расследования подтвердили у Фостера затянувшуюся клиническую депрессию, что привело к его желанию свести счеты с жизнью.
Тем не менее споры об итогах расследования не утихли до сих пор и породили сразу несколько теорий заговора. Шоураннера проекта Райана Мерфи они не интересуют, но трагедия Фостера — максимально приближенного к Клинтонам человека — является важным штрихом в общей картине будущего скандала.
Далее сюжет совершает несколько скачков во времени: от трагедии 1993 года до лета 1994-го, затем еще дальше — в 1998-й, когда скандал с президентом от внутреннего напряжения вот-вот лопнет, а потом опять возвращается в 1995-й, когда кажется, что ничего не предвещает беды.
Пусть вначале сориентироваться в происходящем непросто, но Райан Мерфи — мастер своего дела и на протяжении всего пути не отпускает руку зрителя, лишая его риска заблудиться в хитросплетениях сценария. То есть, если смотреть сериал внимательно, включаешься в историю максимально быстро.
Важно также отметить ключевых участников скандала, помимо четы Клинтон и Моники Левински, чье имя давно стало нарицательным. Едва ли не самую важную роль в случившемся сыграла Линда Трипп — не просто экс-сотрудница Белого дома и Пентагона, но близкая подруга Моники, в свое время записавшая личные телефонные разговоры с Левински и предавшая записи огласке. Ее роль исполнила любимица Мерфи Сара Полсон.
Весной 2020 года Трипп не стало, и, несмотря на удручающий образ женщины в самом сериале, в реальности она прожила насыщенную и по-своему счастливую жизнь после обозначенных событий.
Мерфи вместе с другими авторами исследует мотивы Трипп, зачем-то впутавшейся в любовную связь Клинтона с Левински и подставившей ее под удар. Его мощь, кстати, оказалась настолько сильной, что досталось и самой Трипп — в прессе ее полоскали не меньше остальных, что довело Линду до кабинета пластического хирурга — женщина была так огорчена публикуемыми в СМИ снимками нечистоплотных папарацци, что решила изменить свою внешность.
Еще одна ключевая фигура скандала — Пола Джонс. Именно с нее начинается отсчет будущей трагедии. Работая с Клинтоном во времена его губернаторства, Пола подверглась сексуальным домогательствам со стороны политика: пригласив девушку в свой кабинет, Клинтон разделся и попытался склонить ее к действиям сексуального характера. Джонс отказалась, сменила работу, но не избавилась от полученной травмы.
Заручившись поддержкой профессиональных адвокатов и подстрекаемая собственным мужем-неудачником, она запустила крупный судебный процесс против президента США. И раз уж мы копаемся в исторических нюансах, важно отметить, что именно во время этого разбирательства главный обвинитель Кеннет Старр задал Клинтону прямой вопрос про связь с Левински. Гарант независимости заявил, что никаких сексуальных отношений между ними не было. Позже Старр поймал президента на обмане, зафиксировал лжесвидетельство политика, сделав его ненадежным рассказчиком и запустив тем самым процедуру импичмента. К слову, в итоге Клинтона оправдали по всем статьям.
Упрощая эту цепочку событий, важно понять, что без Полы Джонс не было бы секс-скандала с Моникой Левински. Эти незнакомые друг с другом женщины неожиданно для них самих оказались на одной чаше весов.
Разобравшись с фигурантами скандального процесса, можно перейти к оценке первых эпизодов нового сезона. Сам Райан Мерфи раскрыл будущие планы еще в 2017 году, когда заявил, что истории об импичменте Клинтона быть. Вот только процесс создания сезона сильно затянулся. Очевидно, что авторы во главе с Мерфи долго подбирались к теме: собирали факты, свидетельства, выстраивали сложную архитектуру будущего сооружения. И, надо отдать им должное, ожидания стоили того.
Мерфи во главе со своей любимой актрисой Сарой Полсон, загримированным до неузнаваемости Клайвом Оуэном (уже не секрет, что Клинтона сыграл именно он) и очаровательной Бини Фелдштейн в образе Левински выстраивает события с хирургической точностью и талантом настоящего художника.
Каждый раз в рамках сериала продюсер и сценарист с завидным вниманием и уважением относится ко всем участникам событий, не вынося приговор и достигая главной цели — герои перестают быть картонными образами и оживают на наших глазах. В мире Мерфи право голоса и своя правда есть у каждого, а главным судьей становится сам зритель. Эта беспристрастность и попытка взглянуть на случившееся трезвым взглядом — ценный навык шоураннера.
И пусть эта история, возможно, откликнется у более зрелой аудитории, помнящей, как эти события потрясли не только США, но и весь мир, она по-прежнему не утратила своего накала. И потому что всего лишь год назад процедуру импичмента пытались запустить против взбалмошного Трампа, и потому что история о насилии сильного (власть имущего) над слабым актуальна как никогда.
И речь не только про президентов и их подчиненных, а про ту власть и безнаказанность, которыми наделен каждый незнакомец. История Левински демонстрирует, как страшно оказаться один на один с обозленной и голодной до зрелищ толпой. И, если у тебя нет щита из статуса и власти, тебе конец.
Фото: пресс-служба
Видео: пресс-служба