Что скрывает Мишель? Рецензия на детективный сериал «Девушка из Плейнвилля» с Эль Фаннинг
Сериал основан на настоящей истории Мишель Картер. Девушка на протяжении долгого времени тесно общалась (как она сама утверждала — встречалась) со своим сверстником Конрадом Роем. В ходе их отношений Картер добилась огромного влияния над Роем — юношей, испытывающим различные проблемы ментального характера и уже имевшим неудачную попытку сведения счетов с жизнью в прошлом.
В 2014 году Мишель через СМС сумела принудить Конрада к суициду, а после разыграла впечатляющий спектакль, пытаясь выставить себя жертвой перед всем миром. Но постепенно правда вскрылась — следствие установило, что Картер намеренно довела юношу до самоубийства, а вот о причинах ее поступка многие спорят до сих пор. «Девушкой из Плейнвилля» Hulu выдвигает собственную версию.
Последние пару лет (и последние несколько месяцев особенно) стриминги буквально заваливают нас true crime историями: от рассказов о крупных аферистах («Изобретая Анну», «Выбывшая», «Психиатр по соседству») или горе-бизнесменов («Не сработало») до байопиков со скандальной начинкой внутри («Пэм и Томми», «Холстон»). К числу последних присоединяется «Девушка из Плейнвилля» — сериал пытается заполнить и без того перенасыщенную нишу сюжетов, основанных на реальных историях. Но может ли он стать новым словом в жанре? Давайте разбираться.
Главной звездой сериала по праву является Эль Фаннинг — это ее актерский бенефис, то, что можно внести в портфолио, поставив на самую первую строчку. Она здесь и правда гипнотически хороша, причем в несколько кринжовом смысле: ее версия Мишель Картер очаровывает (с творческой точки зрения) и пугает (по-человечески) в равной степени.
Именно в этом сложном внутреннем устройстве Мишель и скрывается первый сложный вызов для авторов шоу — поведение девушки всегда было избыточным и настораживающим. Ее имитация заботы вызывала отталкивающий эффект, а активное участие выглядело навязчивостью. Очевидно, что она путалась в своих эмоциях, как и в дальнейших показаниях, но скрывать свою настоящую сущность от мира особенно сложно, если прикладываешь столько сил, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания.
Именно эта замутненность портрета Мишель путает все карты создателям сериала: как показать все ее странности, но не превратить в картонную фигуру? Как привнести в историю многообразие красок, не ограничиваясь только черным и белым? Как вообще выбрать правильную опору, от которой история изначально оттолкнется?
Пытаясь ответить на эти вопросы, понимаешь, насколько эта история трудно экранизируемая. Но, допустим, с исходным кодом авторы определились и выбрали пункт назначения. А что нас ждет по дороге?
Проект снят исключительно женщинами-режиссерками: Лизой Холоденко («Что знает Оливия?», «Невозможно поверить»), Пиппой Бьянко («Эйфория»), Зетной Фуэнтес (работала с Эль Фаннинг над «Великой») и Элизабет Ханной (сценаристка уже упомянутой «Выбывшей»). Это важный нюанс для оптики истории, которая при неверной расстановке ориентиров может свернуть не туда.
Вместе постановщицы пытаются не просто воспроизвести на экране историю, которая всполошила 7 лет назад всю Америку, да и остальной мир, а запустить исследование кибербуллинга — явления, о котором, казалось бы, много говорят, но которое пока мало кто по-настоящему изучил.
«Девушка из Плейнвилля» имеет на руках сильный козырь — показать новые виды преступлений и человеческих трагедий в эпоху digital. Хотя первые серии едва ли заходят на эту территорию, потенциал у этой сюжетной линии есть. В обратном случае это станет очень обидной упущенной возможностью, дополнительно работающей против сериала.
Ведь уже сейчас зритель устал и насытился подобными художественными историями о невероятных злодейках и злодеях, просто потому что они не привносят в жанр ничего нового. Блуждают приблизительно одними тропами (или топчутся на одном месте), но стать новым словом не могут. «Девушке из Плейнвилля» тоже непросто сойти с протоптанной тропы: это ощущается и по нестабильности жанрового баланса, который ищут создатели (в реальной истории было очень много всевозможных «слишком»), и по выбранной тональности повествования — она пока слишком нечеткая, временами сбивчивая.
В связи с этим возникает логичный вопрос: стоило ли растягивать сериал на заявленные 8 эпизодов? Вышедший в 2019 году на HBO документальный проект о Картер «Я люблю тебя. А теперь умри» уложился в две исчерпывающие части.
Пока что сериал выглядит как хорошо выстроенное здание, стоящее на земле достаточно крепко, чтобы не рухнуть под тяжестью поставленных задач, но после просмотра первых серий оказывается, что в нем слишком много пустых комнат — пространств, которые банально нечем заполнить.
Поэтому, если вы находите guilty pleasure в подобных true crime историях, «Девушка из Плейнвилля» вам понравится. В обратном случае это не более чем очередная экранизация и без того всем хорошо знакомой истории про грандиозный обман с той лишь разницей, что его последствия оказались куда страшнее и необратимее.
Фото: EastNews