Культура

Кукле Барби 50 лет: миллион поклонников и миллиард копий

9 марта Барби отмечает свой юбилей. История о том, как кукла с первичной стоимостью три доллара завоевала мир и принесла своей создательнице миллионы.

Создательница Барби Рут Хэндлер

Создательница Барби Рут Хэндлер

9 марта 1959 года. Нью-йоркская ярмарка игрушек. Десятки кукол, среди которых есть одна, не похожая на других. Ее лицо обременено тяжелым брови-ниточки, губки в форме бантика, кожа неестественного розового цвета. При этом кукла имеет длинную шею, пышный бюст и осиную талию. Пластмассовая барышня довольно вульгарна на вид. Однако где-то глубоко в ней есть капля пристойности, поэтому половыми органами и даже сосками кукла не обладает. Ее глаза смотрят вниз и немного в сторону. На ней крошечный купальник и шлепки на высоких каблуках. Это первый выход в свет куклы по имени Барби.

Рут Хэндлер, польская эмигрантка, в прошлом дизайнер хозяйственных предметов, представляет свою половозрелую куклу и называет ее в честь своей дочери Барбары. За 15 лет до этого Рут, ее муж Эллиот и их приятель Мэтсон создали компанию Mattel, название которой – комбинация первых букв фамилий Mattson и Elliot. Путь Mattel от идеи создания подобного рода игрушки до выпуска первой составил три года. За это время были приобретены авторские права на довольно странную швейцарскую куклу Лилли.

<module_link id="link1"></module_link>

На ярмарке Барби была принята достаточно холодно, но предпринимательская жилка Рут подсказывала ей, что скоро дела пойдут в гору. Так, первая партия в 350 тыс. разошлась моментально по 3 доллара за куклу. В это время был дан старт механизму выпуска пластмассовой красавицы, которая станет маниакальным увлечением для миллионов детей и взрослых. Ее производители будут чутко реагировать на изменения в обществе и сделают куклу зеркалом последних мировых тенденций.

Барби

Барби

Долгое время информации о прототипе Барби держалась в секрете. После того как тайна раскрылась, стало понятно почему. Если говорить о реальном человеке, уместно будет назвать Джейн Мэнсфилд, сексуальную актрису 50-х годов, желающую стать новой Мэрилин Монро. А вот кукольным прообразом стала та самая Лилли из Швейцарии. Образ у Лилли был достаточно развязным: хищная и дерзкая красотка с откровенными формами в вызывающей одежде вытягивала деньги из жирных богачей, которые являлись ее клиентами. Другими словами, Лилли была обычной проституткой. Мало того, кукла Лилли продавалась в пивнушках и табачных лавках, покупали ее в основном мужчины и вешали на зеркало в машине.

Именно эта сомнительная особа в один прекрасный момент трансформировалась в Барби. Кокетка с пышными формами, в купальнике, стала позиционироваться как игрушка для тинейджеров – Teenage Fashion Model.

<module_link id="link1"></module_link>

Этим объясняется ее вульгарность. Разница между Лилли и Барби была не очень значительной. Грудь последней имела конусообразную форму, без четкого выделения всех интимных подробностей. Прическа в виде валика на затылке, веки с голубыми тенями, пухлые губы, ярко-красные ногти, крупные серьги. Полосатый купальник и шлепанцы на высоких каблуках. Куклу назвали "пугающей, порочной и открыто предлагающей себя". Между тем продажи росли.

Вечеринка у Барби

Вечеринка у Барби

Барби – это не просто кукла, это целая империя. Через два года после выпуска первой партии пластиковых красавиц появился новый герой. Его звали Кен, и приходился он Барби женихом. Дальше последовала череда друзей, детей, домов, кроваток, платьев и прочих атрибутов жизни. Это были подруги Мидж, Тереза, младшие сестры Скиппер и Шелли. Все имена набирающих обороты родственников Барби брались из семейства Рут, а именно ее внуков. Мир Барби не стоял на месте, старые герои менялись. К примеру, в свое время в продаже появилась беременная Мидж с обручальным кольцом на пальце. В начале 2000 года семейство пополнилось седовласыми бабушками и дедушками и целой армией незаконнорожденных родственников со всего мира.

Фантазировать компания Mattel продолжает до сих пор. К 2004 году вдруг выяснилось, что Кен и Барби не так уж и счастливы вместе. После 43 лет семейной жизни они разошлись. "Огонь любви угас. Цена голливудских романов всем известна", – произнес вице-президент компании Mattel на Международной ярмарке игрушек в США.

<module_link id="link1"></module_link>

Однако личная жизнь – не единственное, над чем шла усиленная работа. Барби неустанно перерождалась. Менялся цвет глаз, цвет кожи, появлялась улыбка. Даже материал, из которого производилась кукла, совершенствовался. Из блондинки с голубыми глазами она прекращалась в негритянку, азиатку, латиноамериканку. Барби стала интернациональной. Костюмы народов мира, все возможные профессии, образы известных личностей (Скарлетт О'Хара, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, принцесса Диана, Шер, Бритни Спирс) – Барби подражала всем иконам стиля. Сегодня в багаже куклы не только дом и машина, но и кареты, домашние животные, косметика и дизайнерский гардероб.

Твигги с Барби-Твигги

Твигги с Барби-Твигги

Пока в жизни куклы творилась настоящая "Санта-Барбара", мир сходил с ума. Желание девочек, девушек и даже взрослых женщин походить на куклу называли "синдромом Барби". Недостижимый идеал толкал их на диеты, пластическую хирургию и самобичевание в тренажерных залах. Самой знаменитой историей, освещенной в прессе, стала история о Синди Джексон. Сделав более 20 операций по изменению внешности и сохранив нетронутой лишь нижнюю губу, потратив на это, по некоторым данным, порядка $99 600, она изменила себя до неузнаваемости. Правда, сходил с ума по кукле не только слабый пол. В 80-х годах один американец препарировал Барби ножом прямо в магазине. Уж больно обидно было парню, что в жизни таких идеальных женщин не бывает.

Еще одно интересное событие о судьбе куклы также пришло с ее родины. Американцы закопали Барби и ее клон в землю специально для потомков, которые смогут увидеть символ ХХ века только через 200 лет. Не менее увлекательная история связана с продажей фотографий обнаженной куклы в пикантных позах. Несмотря на обвинения Mattel в нарушении авторских прав, продажа была разрешена судом и расценена как вариация на тему свободы слова.

<module_link id="link1"></module_link>

Успех и популярность куклы – это совокупность огромного количества причин. Начиная с идолопоклонничества, свойственного людям с древних пор (англ. doll (кукла) происходит от греч. Eidolon – идол), и заканчивая провокационными фактами из истории создания и жизни пластмассовой красотки.