9 марта Барби отмечает свой юбилей. История о том, как кукла с первичной стоимостью три доллара завоевала мир и принесла своей создательнице миллионы. 9 марта 1959 года. Нью-йоркская ярмарка игрушек. Десятки кукол, среди которых есть одна, не похожая на других. Ее лицо обременено тяжелым брови-ниточки, губки в форме бантика, кожа неестественного розового цвета. При этом кукла имеет длинную шею, пышный бюст и осиную талию. Пластмассовая барышня довольно вульгарна на вид. Однако где-то глубоко в ней есть капля пристойности, поэтому половыми органами и даже сосками кукла не обладает. Ее глаза смотрят вниз и немного в сторону. На ней крошечный купальник и шлепки на высоких каблуках. Это первый выход в свет куклы по имени Барби. Рут Хэндлер, польская эмигрантка, в прошлом дизайнер хозяйственных предметов, представляет свою половозрелую куклу и называет ее в честь своей дочери Барбары. За 15 лет до этого Рут, ее муж Эллиот и их приятель Мэтсон создали компанию Mattel, название которой – комбинация первых букв фамилий Mattson и Elliot. Путь Mattel от идеи создания подобного рода игрушки до выпуска первой составил три года. За это время были приобретены авторские права на довольно странную швейцарскую куклу Лилли. На ярмарке Барби была принята достаточно холодно, но предпринимательская жилка Рут подсказывала ей, что скоро дела пойдут в гору. Так, первая партия в 350 тыс. разошлась моментально по 3 доллара за куклу. В это время был дан старт механизму выпуска пластмассовой красавицы, которая станет маниакальным увлечением для миллионов детей и взрослых. Ее производители будут чутко реагировать на изменения в обществе и сделают куклу зеркалом последних мировых тенденций.Долгое время информации о прототипе Барби держалась в секрете. После того как тайна раскрылась, стало понятно почему. Если говорить о реальном человеке, уместно будет назвать Джейн Мэнсфилд, сексуальную актрису 50-х годов, желающую стать новой Мэрилин Монро. А вот кукольным прообразом стала та самая Лилли из Швейцарии. Образ у Лилли был достаточно развязным: хищная и дерзкая красотка с откровенными формами в вызывающей одежде вытягивала деньги из жирных богачей, которые являлись ее клиентами. Другими словами, Лилли была обычной проституткой. Мало того, кукла Лилли продавалась в пивнушках и табачных лавках, покупали ее в основном мужчины и вешали на зеркало в машине. Именно эта сомнительная особа в один прекрасный момент трансформировалась в Барби. Кокетка с пышными формами, в купальнике, стала позиционироваться как игрушка для тинейджеров – Teenage Fashion Model. Этим объясняется ее вульгарность. Разница между Лилли и Барби была не очень значительной. Грудь последней имела конусообразную форму, без четкого выделения всех интимных подробностей. Прическа в виде валика на затылке, веки с голубыми тенями, пухлые губы, ярко-красные ногти, крупные серьги. Полосатый купальник и шлепанцы на высоких каблуках. Куклу назвали "пугающей, порочной и открыто предлагающей себя". Между тем продажи росли.Барби – это не просто кукла, это целая империя. Через два года после выпуска первой партии пластиковых красавиц появился новый герой. Его звали Кен, и приходился он Барби женихом. Дальше последовала череда друзей, детей, домов, кроваток, платьев и прочих атрибутов жизни. Это были подруги Мидж, Тереза, младшие сестры Скиппер и Шелли. Все имена набирающих обороты родственников Барби брались из семейства Рут, а именно ее внуков. Мир Барби не стоял на месте, старые герои менялись. К примеру, в свое время в продаже появилась беременная Мидж с обручальным кольцом на пальце. В начале 2000 года семейство пополнилось седовласыми бабушками и дедушками и целой армией незаконнорожденных родственников со всего мира. Фантазировать компания Mattel продолжает до сих пор. К 2004 году вдруг выяснилось, что Кен и Барби не так уж и счастливы вместе. После 43 лет семейной жизни они разошлись. "Огонь любви угас. Цена голливудских романов всем известна", – произнес вице-президент компании Mattel на Международной ярмарке игрушек в США. Однако личная жизнь – не единственное, над чем шла усиленная работа. Барби неустанно перерождалась. Менялся цвет глаз, цвет кожи, появлялась улыбка. Даже материал, из которого производилась кукла, совершенствовался. Из блондинки с голубыми глазами она прекращалась в негритянку, азиатку, латиноамериканку. Барби стала интернациональной. Костюмы народов мира, все возможные профессии, образы известных личностей (Скарлетт О'Хара, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, принцесса Диана, Шер, Бритни Спирс) – Барби подражала всем иконам стиля. Сегодня в багаже куклы не только дом и машина, но и кареты, домашние животные, косметика и дизайнерский гардероб.Пока в жизни куклы творилась настоящая "Санта-Барбара", мир сходил с ума. Желание девочек, девушек и даже взрослых женщин походить на куклу называли "синдромом Барби". Недостижимый идеал толкал их на диеты, пластическую хирургию и самобичевание в тренажерных залах. Самой знаменитой историей, освещенной в прессе, стала история о Синди Джексон. Сделав более 20 операций по изменению внешности и сохранив нетронутой лишь нижнюю губу, потратив на это, по некоторым данным, порядка $99 600, она изменила себя до неузнаваемости. Правда, сходил с ума по кукле не только слабый пол. В 80-х годах один американец препарировал Барби ножом прямо в магазине. Уж больно обидно было парню, что в жизни таких идеальных женщин не бывает. Еще одно интересное событие о судьбе куклы также пришло с ее родины. Американцы закопали Барби и ее клон в землю специально для потомков, которые смогут увидеть символ ХХ века только через 200 лет. Не менее увлекательная история связана с продажей фотографий обнаженной куклы в пикантных позах. Несмотря на обвинения Mattel в нарушении авторских прав, продажа была разрешена судом и расценена как вариация на тему свободы слова. Успех и популярность куклы – это совокупность огромного количества причин. Начиная с идолопоклонничества, свойственного людям с древних пор (англ. doll (кукла) происходит от греч. Eidolon – идол), и заканчивая провокационными фактами из истории создания и жизни пластмассовой красотки.