Иван Янковский о кино, амбициях и родителях: «Если плохо сыграл, щадить не будут»
С 17 ноября в кинотеатрах начнется показ триллера Павла Лунгина «Дама Пик». В главных ролях роскошная Ксения Раппопорт и один из самых перспективных актеров современности Иван Янковский. Как оказалось, для наследника известной династии роль Андрея в этой картине была невероятно желанной. Талант Ивана, упорство и наглость (в хорошем смысле этого слова, естественно) привели к тому, что сейчас мы любуемся именно его изображением на постере к фильму. Какие цели ставит перед собой Янковский-младший, чувствует ли на себе повышенную ответственность и почему не пытается соответствовать ожиданиям окружающих, узнаешь из нашего интервью.
WMJ.ru: Ваня, твой герой в фильме «Дама Пик» готов на все ради своей цели, чуть ли не идет по головам. Ты бы мог назвать его плохим человеком?
Иван Янковский: Знаете, это история о том, как человек к успеху шел, как он преодолевал все трудности на пути к своей мечте. Андреем движут страсть, стремление овладеть всем миром. И это свойственно каждому, кто когда-либо хотел выбиться в люди и добиться желаемого. Так что нельзя его судить такими категориями, как «хорошо» или «плохо». У персонажа есть вполне рядовая цель — блистать и быть в центре мира.
WMJ.ru: То есть ты своего героя оправдываешь?
И. Я.: Да, а у меня нет другого пути. Нужно любить героя, даже если он делает что-то не то. В любом случае у него есть мотивация и своя правда. Он может заблуждаться, может быть не прав, но его надо понимать и оправдывать.
WMJ.ru: Тебе Андрей близок?
И. Я.: Да. Когда я пришел к Павлу Семеновичу Лунгину на кастинг, я с ходу заявил, что Андрей — это я. Мол, вы актера никак найти не можете, потому что эта роль моя. Согласен, нагло, смело. Но я очень хотел сыграть Андрея, знал о картине, когда она еще была на предпродакшне. Потом так сложилось, что моя подруга и блестящая артистка Маша Курденевич сообщила мне, что ее утвердили в эту картину на роль Лизы. Я, естественно, обрадовался за нее, потому что Павел Семенович большой режиссер, мастер, художник. Счастье, когда у близких появляется такая возможность проявить себя. И я спросил у Маши, нашли ли они главного героя, в ответ услышал, что пока нет. В голове пронеслось: «А может, попробоваться?» Когда прочитал сценарий, понял, что мы схожи с Андреем внутренне. Я стремился к этой роли так же, как и мой герой хотел спеть Германа в постановке Софии Майер.
WMJ.ru: Ты всегда так уверен в себе на пробах?
И. Я.: Не знаю, это зависит от многих обстоятельств: от самой роли, от режиссера, от сценария, от моих чувств к персонажу. По-разному. Я пытаюсь донести до зрителей свое понимание, видение происходящего через призму образа, который создается не только мною, но и режиссером. Поэтому, если мы с режиссером не сходимся во взглядах, всегда найдется другой артист, который почувствует его лучше и подойдет под роль. Здесь важно создать симбиоз, как, например, у Роберта Де Ниро с Мартином Скорсезе был. Они понимали друг друга, и Де Ниро мог сыграть у Скорсезе и страх, и любовь, и безумие. Потом переключился Скорсезе на Ди Каприо, и появились такие замечательные картины, как «Авиатор», «Отступники», «Остров проклятых», «Волк с Уолл-стрит», которые мы все знаем и любим. Так что еще раз повторюсь, главное в кино и в театре — симбиоз режиссера и артиста.
WMJ.ru: Когда ты понял, что хочешь стать актером?
И. Я.: Я с детствасмотрел кино, ходил на спектакли. Видел всякое: и шедевры, и полную хрень. Когда был маленьким, возможно, и хотел стать пожарным, условно говоря, но потом что-то со мной случилось, и мне захотелось не просто играться. Актерскую профессию я определяю в первую очередь как способ борьбы с самим собой. Если я что-то не умею в жизни, а для роли этому надо научиться, то я это сделаю. Когда выхожу на сцену, я волен говорить со зрителем о том, что меня как человека волнует. И в этом, на мой взгляд, и есть суть актерской профессии. Не просто посниматься и потом весело провести время на премьере, а расти с каждой новой ролью, совершенствоваться, обогащаться духовно. Фильм или спектакль — это промежуточная ступень в работе над собой.
WMJ.ru: Ты никогда не обсуждал с семьей актерскую профессию, ее плюсы и минусы?
И. Я.: На мое мировоззрение повлияли не только родители, как многим проще думать. Мои мысли, умозаключения сформировались благодаря всем людям, которые меня окружали, а это еще и мои педагоги в киношколе, преподаватели в ГИТИСе. С семьей мы никогда ни о чем подобном не говорили. Единственное, что мне с детства твердил Олег Иванович: «Всегда я в предлагаемых обстоятельствах». Эту фразу я запомнил на всю жизнь и стараюсь так работать. Глупо надевать усики, паричок, бакенбарды и притворяться другим человеком, если это не ты — нужно искать в себе качества персонажа и самому верить в то, что делаешь. Тогда и зритель поверит тебе.
WMJ.ru: Твои родители посещают почти все твои премьеры. Как они оценивают тебя? Бывает, что критикуют?
И. Я.: Конечно, всякое случается. Мне повезло родиться в творческой семье, где я могу обсудить свою работу и получить объективный отзыв. Родители тоже живут в мире искусства — это их смысл жизни. К счастью, они давно дистанцировались от того, что я их сын, и судят меня исключительно по той проделанной работе, которую видят. Если плохо сыграл, то мне так и скажут, щадить не будут. Если порадовал, то похвалят.
WMJ.ru: С такой громкой фамилией ты наверняка не раз сталкивался с предубеждением на актерских кастингах…
И. Я.: Знаете, когда я принял решение пойти в эту профессию, я изначально понимал, что будет скепсис. Я знал, что некоторые будут видеть за мной только известных родственников, а не меня. Но если бы мнение таких людей меня хоть каплю волновало, я не стал бы актером. Мне плевать, кто что думает. Я занимаюсь любимым делом, получаю отклик от режиссеров, знаю, чего хочу добиться и что для меня значит актерская профессия. Я вам больше скажу, в театре и в кино давно уже не играет роли, чей ты родственник. Если ты из себя что-то представляешь и режиссер чувствует в тебе потенциал, тогда все сложится.
У меня же давно выстроены независимые от семьи отношения. Когда мне было 15 лет, родители сказали, мол, мы тебя очень любим, но ты теперь сам по себе. Не окончишь киношколу, не поступишь в институт — пойдешь в армию. Не сможешь быть актером, значит, будешь кирпичи грузить. И я это достаточно рано осознал, поэтому всегда старался быть честным и искренним по отношению к делу, которым хотел заниматься. А от семьи я нисколько не завишу, и в хорошем смысле слова горд носить свою фамилию.
WMJ.ru: Не возникает чувства, что на тебе повышенная ответственность: больше ожиданий, пристальнее внимание?
И. Я.: Самое ужасное — пытаться соответствовать ожиданиям, которые на тебя возлагают. Это большая глупость. Год, два, десять ты так, возможно, и сможешь прожить, но потом от тебя как от человека ничего хорошего не останется. Надо просто делать свое дело.
WMJ.ru: Ты мечтаешь сыграть какие-то конкретные образы, как, например, это случилось с ролью Андрея в «Даме Пик»?
И. Я.: Честно говоря, нет. И о роли Андрея я не мечтал — просто хотел ее получить, и получил. Мое кредо: «Хочешь — будешь», и ему я беспрекословно следую. Надо добиваться желаемого всеми возможными способами. Но ролей мечты у меня никогда не было. Я доволен тем материалом, который мне предлагают режиссеры. Счастлив, что меня видят в тех или иных образах. Если я оказываюсь именно на этой съемочной площадке, то, значит, так суждено, и спорить я не буду.
WMJ.ru: Ты сам бы хотел попробовать себя на поприще режиссера?
И. Я.: Да, мне очень интересна эта сфера деятельности, и в будущем я хотел бы работать в качестве режиссера. Пока же мне рано, но не в плане возраста: нужно поднакопить опыт, который я буду передавать людям через свои картины. Надо еще пожить, поработать артистом, побывать в разных странах и наполниться определенными мыслями, идеями.
Текст: беседовала Вера Смирнова
Фото: пресс-служба Art Pictures Studio