Принципы жизни успешной бизнес-леди
Основательница сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман, умница, красавица, работающая мама, рассказала WMJ.ru о своих принципах жизни и ведения бизнеса. Кажется, она никогда не задавалась вопросом: кофе— «он» или «оно». Для нее кофе женского рода, потому что это не просто напиток, а идея!
Анна родилась в Москве, здесь же окончила экономический факультет Международного университета, работала в крупных IT-компаниях, в студии Артемия Лебедева и The Coca Cola Company, пять лет была управляющим директором «Кофеина» и вот четыре года назад открыла свою сеть кофеен «Даблби».
Про деньги
В России не очень принято думать десятилетиями, обычно решения принимаются исходя из сиюминутной выгоды, по принципу сколько это принесет нам прибыли в ближайшие два-три года. Очень часто вопрос денег/заработка толкает молодых предпринимателей на компромиссы. С собственной совестью, идеологией, внутренним миром, и все это ради того, чтобы заработать здесь и сейчас. На мой взгляд, это недальновидно. Такой подход может погубить бизнес. Выражаясь иносказательно, здание, построенное из гнилых материалов, может рухнуть в любой момент. Безусловно, прибыль — объективный показатель успешности компании, но деньги не должны быть основной целью. Когда мы создавали «Даблби», партнеры сказали, что не очень верят людям, которые не готовы вложить собственные деньги в идею, с которой выходят на рынок. Действительно, в таком случае чувствуешь большую ответственность, отношение к делу совсем другое. Мы вложили собственные средства, первый год было очень тяжело, а сейчас все отлично. До конца года в сети будет 100 кофеен в России и за рубежом.
Про бренд
Создавая бренд, нужно мыслить не только маркетинговыми категориями — узнаваемость, количество упоминаний, но и общечеловеческими понятиями. Очень важна эмоциональная связь потребителей и бренда, люди должны любить тот или иной продукт. А поскольку любить что-то аморфное очень сложно и почти невозможно, у бренда должен быть свой особый характер, притягательность, харизма. Подумайте сами, если мы кого-то любим, то невольно его идеализируем, прощаем какие-то промахи, ошибки и даже предательство. Люди идут туда, где им хорошо: вкусно, позитивно, уютно. Сейчас мы ищем директора по маркетингу, и первое, что спрашивают соискатели: «Ой, а почему у вас в зале так мало брендинга, почему такая маленькая вывеска?». Для нас это нормально. Мне бы не понравилось сидеть в кофейне, где на столах, салфетках, посуде и стенах сплошная реклама. Люди уже пришли в «Даблби», сделали свой выбор, так что нет нужды напоминать им название заведения. Многие компании, особенно в общепите, создаются для быстрого заработка. Сделали бренд-однодневку, заработали, через пару лет он исчез. Я за долгоиграющие истории. Когда бренд отражает твое мировосприятие и характер, он будет жить долго.
Когда открываешь свое дело, надо понимать, что в большей степени все зависит не от тебя, а от других людей, сотрудников на передовой. И от того, насколько люди проникнутся идеей бизнеса, поверят в то, что делают, насколько им будет комфортно, и зависит успех компании. Тут как при выборе партнера в личной жизни: у вас должны совпадать общечеловеческие ценности, должно быть взаимное уважение. Я много раз наблюдала, когда неправильный подбор персонала, особенно в общепите, приводит компанию к закрытию. Начинается работа на позитивной ноте: идея замечательная, местоположение идеальное, меню — супер, но нет гостей и ваш продукт не покупают. У вас два варианта: эволюционировать и найти новое решение или закрыть проект. Не бойтесь увольнять людей, и, хотя это всегда сложно, больно и непросто, тянуть не надо. Если люди в компании на своих местах, бизнес взлетает, особенно на ключевых позициях. Не менее важно уметь делегировать полномочия, не нужно все делать самому. Хотя бы потому, что это нереально. Я, например, прекрасно знаю наш продукт, что такое хороший кофе, его вкус. При этом умею варить только черный и сознательно не учусь готовить другие виды.
Про цели
Этот принцип вытекает из моего не очень продуманного, ноочень искреннего желанияделать продукт, лучший не только в России, но и во всем мире. Чтобы не наши бизнесмены искали идеи в США или Китае, а чтобы иностранцы брали на вооружение наши наработки. У нас пока мало людей с такими амбициозными целями, что меня очень расстраивает. Если ты не будешь ставить себе сверхзадачи, то никогда не сможешь работать лучше. Простой пример: в связи с кризисом полтора года назад 95% кофеен перешли на менее качественную продукцию. Стали использовать больше робусты, кто-то — самую дешевую из арабик, но никто не сказал своим клиентам: ребята, извините, настали тяжелые времена, так что пока будем предлагать вам кофе похуже. Мы в свою очередь сделали ставку на оборот — просто увеличили его, без ущерба для качества продукции. В итоге выросли и не потеряли гостей. И я рада, что в трудные времена мы не изменили своим принципам — честно делать свое дело с максимальной отдачей. Жить и работать так, чтобы не было стыдно перед собой, родителями, гостями.
Про постоянство
Это качество ценится и в личной жизни, и в бизнесе. Постоянство — это вообще отличительная черта «Даблби». Большинство наших партнеров с нами с момента основания сети. Бывает, случаются накладки и форс-мажоры, но, вместо того чтобы шантажировать разрывом договора, я предпочитаю обсудить проблему со всех сторон и прийти к какому-то решению, удобному для всех. А потом продолжить отношения. Тут как в любви: либо ты собираешь вещи и уходишь, либо остаешься и меняешь ситуацию к лучшему. Нужно беречь свои нервы и нервы партнеров.
Я считаю, что нужно помогать друг другу, тем более если ты сильнее. И не важно, речь идет о компаниях или о людях. «Даблби», например, часто выводит на рынок новые проекты. К нам приходят молодые ребята-энтузиасты — летом они работают на маркетах, а зимой все стихает, где искать клиентов? Мы пускаем их в кофейню, разрешаем поставить стойку с продукцией. Именно так и произошло с небольшой семейной кондитерской Tres Leches, которую основал выпускник МАРХИ вместе с мамой. Они родом из Эквадора, готовит по старинным рецептом, большинство ингредиентов доставляют с их родины. Поставили стойки в наших кофейнях — сейчас процветают. Мы вместе формируем этот рынок, поэтому должны помогать друг другу.
Про новые технологии
Жизнь в цифровом мире обязывает разбираться и в гаджетах, и в новых технологиях. Не только чтобы быть продвинутыми, но и чтобы понять, как эти технотренды помогут твоему бизнесу. Цифры, аналитика — твои лучшие друзья, и ты должен иметь возможность в онлайн-режиме отслеживать все, что происходит с бизнесом. Мы были одними из первых, кто отказался от мониторов с кассовым модулем — ну, таких гробов, которые обычно занимают половину стойки. Нашли айтишников, которые локализовали для нас западную систему, работающую на iPad, что существенно сэкономило место на стойке и позволило в режиме онлайн видеть результаты работы каждой кофейни. Индустрия довольно быстро подхватила наш опыт, и теперь у наших айтишников-коллег очень много клиентов помимо нас. Нас отговаривали, но я не сдалась, чему очень рада. А еще мы раньше Starbucks запустили приложение, с помощью которого можно заказать и оплатить напитки, а потом забрать их в кофейне!
Про свое место
Возможно, вас это очень удивит и даже разочарует, но я глубоко убеждена, что идеальное место женщины в бизнесе — это № 2. Она должна быть советчицей, в прямом смысле слова душой, а руководителем — мозгом должен быть все-таки умный, талантливый, стратегически мыслящий мужчина. Мы в отличие от сильного пола не будем лбом пробивать дорогу, всегда попытаемся договориться, пойти на компромисс и соблюсти баланс, взглянуть на ситуацию шире. Отлично, если твой шеф-партнер сильный, опытный, достойный человек, но если такого нет, не стоит сидеть сложа руки на диване и рыдать. Надо идти и самой делать дело, ведь в России женщины и в самом деле имеют равные права с мужчинами. Лично я никогда не сталкивалась с сексизмом, более того, именно благодаря обаянию, женским чертам характера справлялась с самыми сложными ситуациями. Действуйте, но не забывайте, что женщина создана помощницей.
Фото: Денис Никифоров, Shutterstock.com