Как я бросила работу и отправилась в путешествие длиною в год: личная история
Когда-то я строила карьеру судебного юриста: ходила на заседания с толстыми папками документов, летала в командировки в Сибирь и Крым, боролась с оппонентами, которые бросались под экскаватор и не давали вести стройку нашему клиенту-олигарху, распутывала мошеннические схемы риелторов, проводила бракоразводные процессы супругов, которые друг друга ненавидели, писала миллиардные иски вместе с более опытными коллегами, отказывалась от взяток. В общем, занималась обычной для московского юриста работой.
Задач почти всегда было очень много, мне казалось, что они постоянно со мной, как минимум в мыслях. Все это висело надо мной как дамоклов меч. Да, я искренне пыталась полюбить свою профессию. Но в ней было слишком мало творчества. Мне не хотелось потратить лучшие годы на то, чтобы доказывать, кто и где оказался неправ. Создавалось ощущение, что я помогаю людям разрушать, а не созидать.
Тогда я решила отправиться в путешествие, чтобы пересобрать свою жизнь, как кубик Рубика. Это случилось во время фестиваля кораблей в Питере. Мы с толпой других ребят, которых я впервые увидела за час до отправления, отчаянно гребли на лодке всю ночь. Несколько раз думала, что брошу весло, так было тяжело. Иногда от усталости у меня темнело в глазах, казалось, что упаду в обморок, но потом я говорила себе, что все в порядке, это лишь мои страхи. Проходило немного времени, и я ловила себя на мысли, что гребу уже пятнадцать минут с тех пор, как собиралась потерять сознание, и чувствую себя прекрасно. Тогда я и поняла, что готова к приключениям.
Знакомые и близкие отнеслись к моим намерениям по-разному. Мама узнала одной из последних и расстроилась, что я не сказала ей до того, как купила билет в один конец и получила визу в Испанию. Она говорила, что не понимает, как это поможет мне определиться с работой, но и не отговаривала, проявляя недюжинное терпение, за что я ей бесконечно благодарна. Коллеги больше засыпали вопросами: есть ли какие-то гарантии, что все будет в порядке, достаточно ли у меня денег. Ну и, конечно, называли сумасшедшей.
Сестра сначала не поверила. Но потом мы вместе ездили покупать мне ветрозащитную куртку и резиновые сапоги. Тогда она приняла путешествие как данность, нарисовала на моей термокружке корабль и подписала: «Я отказываюсь тонуть». Эта фраза стала моим девизом.
В декабре того года я прилетела в Барселону, откуда автостопом отправилась в Гибралтар. Там жила пару недель на лодке в порту. Потом 40 дней шла пешком по Испании: от Севильи до Фистерры. После этого провела какое-то время в лесной коммуне, а затем отправилась в Бразилию, где четыре месяца работала волонтером в Фонде дикой природы, и, наконец, вернулась в Москву — ради свадьбы подруги.
Когда меня спрашивают, что было самым интересным в путешествии, я отвечаю: люди. Такие разные и удивительные. Так, в порту Гибралтара я познакомилась с тремя пожилыми миллионерами. Они составили для себя bucket list — список вещей, которые нужно сделать, пока ты жив, и активно его воплощали. Каждому было около семидесяти, и вот они втроем оказались на шикарной яхте, оставив бизнес, жен и детей на твердой земле: курили сигары, дышали морским воздухом, флиртовали с женщинами. Рядом с ними было и радостно, и грустно. Радостно, потому что я увидела, что последние годы тоже можно прожить интересно, наполнив их приключениями. Грустно, потому что казалось, что до этого им было не так уж весело и волнующе. Один из этих старичков по-отечески дал мне наставление: «Все делай в свое время». И я его услышала.
Во время своего пешеходного путешествия я однажды забрела в монастырь, при котором был приют для психически больных мужчин. Одного из них, прикованного к коляске, я кормила с ложки. У него был потухший, ничего не выражающий взгляд, словно сознание уже давно покинуло тело, он даже еду глотал с трудом, настолько мышцы не подчинялись ему. Я впервые столкнулась с чем-то настолько неотвратимым и не поддающимся излечению. Мои сострадание и осознание собственного бессилия были огромными, как пустота. Пришлось принять, что жизнь бывает разной.
Там же, в Испании, я работала волонтером в коммуне, затерянной среди гор и лесов. Люди сами выстроили себе дом, провели водопровод по старинным римским чертежам, электричество добывали с помощью солнечных батарей и ветряных двигателей, еду выращивали на собственном огороде. Большинство живущих там людей нечасто выезжали за пределы коммуны — просто не любили городскую суматоху. Каждый из них освоил по несколько профессий — например, мог быть пекарем, фермером, учителем и музыкантом в одном лице. Времени им на все хватало, хотя работали много. Посмотрев на них, я поняла, что разделение труда и узконаправленная профессия лишь один из возможных вариантов развития. Люди-оркестры существуют!
Что еще я поняла, пока переживала все эти чудесные приключения? Многое. Например, что иногда отправиться на край света без плана — это лучший план. Я однозначно стала сильнее, научилась быть другом самой себе, когда справлялась с передрягами и не давала себе раскисать. Иногда, когда я вспоминаю, как тащилась в гору с рюкзаком, переходила вброд ледяные реки, ночевала с бездомными, жила на лодке, мне кажется, что это было не со мной, таким крутым и ярким оказалось путешествие. Воспоминания дарят силу и веру в себя — если я тогда могла, смогу и сейчас. Мне кажется, что я стала намного устойчивее к тому, насколько непредсказуемой бывает жизнь.
Я стала больше верить в людей. Незнакомцы из разных стран так меня поддерживали, помогали словом и делом, что хочется сохранить это ощущение родства с каждым, без стереотипов о том, что мы разные.
А еще в Бразилии я занялась парными танцами! И узнала, что танец — это на самом деле не базовые шаги и даже не правильные позиции. Это в первую очередь умение слышать язык тела партнера, следовать и вести. Это разгильдяйство и свобода, радость движения, а не нормы и правила. В Россию я вернулась с совершенно иным ощущением собственного тела.
Сейчас я пишу статьи, преподаю английский, участвую в проектах по реставрации исторических зданий, играю на аккордеоне, иногда делаю юридическую работу. В общем, человек-оркестр.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в Facebook, Вконтакте и Instagram!
Фото: Pexels