Как победить прокрастинацию: 5 лайфхаков
Снова отложила важные дела на потом? Испытываешь чувство вины и не можешь полноценно отдохнуть — то и дело вспоминаешь о внушительном списке задач? Пора справиться со страшным зверем по кличке «прокрастинация». Это только с виду он такой ужасный, на самом деле все гораздо проще, чем кажется: немного усилий плюс капля хитрости, и ты быстро вычеркнешь самые сложные задачи из ежедневника.
Делай из слона муху
А точнее, много «мух». Проще говоря, дроби одну большую задачу на несколько мелких. Ты можешь весь рабочий день тоскливо смотреть на пункт «Подготовить годовой отчет» и даже не открыть Word. «Годовой отчет» звучит страшно. Кажется, что успеешь состариться, пока его напишешь. Но стоит только разделить это большое дело на множество маленьких, и оно уже не выглядит таким пугающим. «Разработать структуру», «Утвердить ее у шефа», «Запросить документы у секретаря» и так далее. Теперь ты примерно оценишь, сколько времени уйдет на каждый пункт из этого списка, и все сдвинется с мертвой точки.
Читайте также
Представитель Института по исследованию машинного интеллекта (США) Люк Мелхаузер считает, что импульсивность — главный фактор, заставляющий нас прокрастинировать. Импульсивный человек живет не по принципу «Вижу цель — иду к ней». Его мышление, скорее, похоже на «Вижу цель — иду… о, пироженка!» Или «о, Facebook, психологический тест, другая важная задача». Меняющиеся обстоятельства заставляют сворачивать с выбранного пути и откладывать дела на неопределенный срок. Если понимаешь, что это про тебя, не позволяй себе распыляться. Поставь в календаре 33 напоминания, отключи уведомления в соцсетях, переведи телефон в беззвучный режим — в общем, возьми за правило переходить к следующей задаче только после выполнения предыдущей.
Начни с простого
Гуру тайм-менеджмента в один голос твердят: начинай день со сложных дел. И ты, составляя чек-лист на завтра, сверху записываешь наиболее трудные задачи. Но утром происходит удивительное: вместо того, чтобы двигаться по порядку, ты сразу переходишь к концу списка. Прирожденные прокрастинаторы первым делом выполняют не важные, а легкие дела. Попробуй немного схитрить: в начало чек-листа вынеси то, что кажется трудным, но безопасно переносится на день или два. Таким образом, ты сможешь с чистой совестью откладывать эти «серьезные» задачи на потом, выполняя другие, более срочные. Небольшой самообман, но работает.
Американский писатель Рэймонд Чандлер так боролся с прокрастинацией: садился за стол и оставлял себе всего два варианта развития событий — или писать, или не делать вообще ничего. Конечно, у Чандлера не было Интернета, смартфона и соцсетей, но были стены и потолок. Сначала писатель разглядывал все, что его окружало, но потом ему становилось скучно, и он приступал к работе. Попробуй последовать его примеру, только для начала отключи Интернет. Вот увидишь, скоро тебе надоест сидеть без дела. Кстати, Чандлер написал более 35 повестей и романов, а также был дважды номинирован на премию «Оскар» за лучший сценарий. Видимо, способ оказался эффективным.
Добавь мотивации
Позитивные установки работают лучше, чем негативные. Ты можешь выполнять задачи, потому что «иначе шеф убьет», но на самом деле это слабый довод. В первую очередь тебе нужно четко понять, для чего именно ты это делаешь. А затем превратить причину в мотивацию. Например, вернемся к годовому отчету — зачем тебе его писать? Это же скучно, долго и вообще бессмысленно. Но, если добавить немного позитива, получится, что хорошо подготовленный документ может обернуться премией, и ты зарекомендуешь себя перед начальством. Чтобы не держать все в голове, можешь напротив каждой задачи записывать, для чего ты ее выполняешь. Главное — придать позитивный смысл всему, что ты делаешь.
Текст: Александра Андрианова
Фото: Shutterstock