Как научиться понимать ароматы: рассказывает эксперт
Какие бывают ноты
Под нотами в парфюмерии подразумевают оттенок звучания, то есть тип запаха того или иного компонента. Всего, как правило, выделяют 14 основных оттенков, таких как цветочный, табачный, ликерный, пряный, и многие другие. Они могут включать в себя как синтетические, так и натуральные компоненты, полученные самыми разными способами, объединяет их только схожесть аромата.
Основные сочетания компонентов принято подразделять на семейства ароматов, или гармонии. Некоторые компоненты могут участвовать в двух семействах одновременно, в зависимости от того, с чем они сочетаются. В целом разделение на семейства носит очень условный характер. Особенно это верно для современных духов, когда каждый парфюмер хочет создать нечто принципиально новое. В самом классическом виде выделяют три семейства для женских ароматов: цветочные, шипровые, восточные, — и три для мужских: фужерные, шипровые, восточные. Каждое, в свою очередь, имеет множество подвидов.
Те ноты, с которыми у тебя есть яркие ассоциации (неважно — положительные или отрицательные), можно узнать сразу. Часто такими являются ароматы праздника (мандарины на Новый год, мимозы на 8 Марта) или каких-то важных событий (букет цветов, которые подарили первый раз), а может, эти ароматы просто всегда сопровождают хорошее настроение (ландыш-весна-тепло).
В некоторых случаях вид аромата можно определить по флакону. Но это зависит от задумки автора и производителя. В массовой парфюмерии это возможно. Производители рассчитывают, что флакон и рекламное фото заставят человека сделать выбор самостоятельно. В нишевой парфюмерии об этом речи не идет, все флаконы одинаковые, отличаются они только именами, и без помощи консультанта (если ты не готова потратить месяц на изучение 30 ароматов) не обойтись.
Все зависит от аромата и того, что подразумевают под базовыми нотами. Изначально базовыми нотами, или нотами шлейфа, назывались те компоненты, которые закрепляли всю композицию, придавали ей стойкость, глубину. Для этого использовались древесные, анималистичные эссенции и масла, некоторые растения, такие как пачули. В подобных композициях их очередь наступала по прошествии шести-восьми часов.
В современной, «обычной» парфюмерии аромат раскрывается в течение часа, и базовыми нотами называют те, которые присоединяются к композиции в последний момент. А в качестве закрепителей используют синтетические вещества, не имеющие запаха. Поэтому можно сказать так: в «стандартной», дизайнерской парфюмерии базовые ноты можно услышать в течение часа, в нишевой, созданной по канонам парфюмерного мастерства, — в течение шести-восьми часов.
А вот что касается нот сердца, в основной массе современных ароматов, рассчитанных на то, что решение о покупке принимается быстро, они раскрываются за 15 минут. В нишевой парфюмерии все намного дольше: в течение нескольких часов.
Если под шлейфом понимать аромат, который тебя окружает и тянется за тобой, то он создается верхними нотами, и, соответственно, услышать его можно в самом начале. В более профессиональном смысле под шлейфом понимаются базовые ноты, то есть те, что остаются, когда все остальные уже раскрылись.
Наносить аромат надо на теплую поверхность, не имеющую собственного запаха. Правда, найти такую — проблема. Звучание аромата зависит от тысячи разных факторов, еще тысяча факторов — особенности твоего восприятия, памяти, опыта.
Чтобы до конца понять аромат, тебе потребуется минуты две. Дальше восприятие туманится, рецепторы перестают посылать информацию о молекулах в мозг, и аромат как будто «теряется». Надо сделать передышку, может быть, взять другой парфюм, и только затем вернуться к первому. Продолжать так можно очень долго.
Усталость затрагивает и наши органы чувств, и наш мозг. Поэтому восприятие ароматов утром, после сна, при прочих равных сильнее. Обоняние улучшают «ароматные» продукты. Чем больше ароматов ты слышишь и чем большим числом себя окружаешь, тем более тонким будет твое обоняние. Что-то особенное для этого есть не нужно, нужно «нюхать».
Также можно запомнить некоторые характерные черты ароматов разных брендов. Каждый нишевой бренд уникален, со своим почерком, а те, которые принадлежат самим парфюмерам, узнаются мгновенно! Многие ценители сразу скажут, что узнают ароматы Ormonde Jayne или Serge Lutens, даже если никогда до этого не слышали композицию. В обычной парфюмерии дела с этим обстоят хуже. Логика конкурентной борьбы заставляет штамповать однотипные ароматы, все сложнее и сложнее различимые, а об особенном почерке забыли уж лет 30 как.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!
Текст: Кристина Ящанина
Фото: архивы пресс-служб