Одной крови: как сериал «Вампиры средней полосы» переосмыслил сюжет о вурдалаках
Расследование, шутки и история любвия выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Рецензию на «Вампиров средней полосы» — сериал с удачным балансом юмора и драмы — невольно хочется начать в стиле хорошо знакомого анекдота: встречаются как-то француз, комсомолка, блогер и добрый дед под одной крышей… На самом же деле практически так и закручивается история про современных кровопийц, обитающих в средней полосе России, а именно в Смоленске, городе, расположенном в непосредственной территориальной близости от столицы, но по духу совершенно от нее далеком.
Главные герои сериала — не буквальные, а самопровозглашенные родственники-вампиры, которых на протяжении нескольких веков собирал в одном доме дед Слава (прекрасный Юрий Стоянов). Это некогда французский фельдшер Жан (Артем Ткаченко), комсомолка времен Великой Отечественной, а ныне следовательница Анна (Екатерина Кузнецова) и недавно обращенный в вампиры блогер Женька. У этой семьи есть и свои «изгои» — например, бывшая графиня Ольга Воронцова — экс-супруга Жана, которая теперь коротает свои дни в местном театре.
Привычную жизнь героев нарушает внезапное убийство троих мужчин, из которых буквально выкачали всю кровь. Обеспокоенное преступлениями высшее руководство высылает на подмогу столичного следователя Ивана (Михаил Гаврилов-Третьяков) — человека с ухмылкой волка и идеальным стилем в духе Джеймса Бонда. Помимо того что вампиры в лице Анны пытаются вести собственное расследование и контролировать работу официальных структур, им также приходится объясняться с Хранителями — организацией, поддерживающей мирное сосуществование кровопийц и людей. Если баланс сил добра и зла нарушается (а внезапное убийство мужчин прямо на это указывает), Хранители имеют полное право призвать виновных к ответу. Во избежание кровопролития и большой войны вурдалаки всячески пытаются раскрыть загадочное преступление, а бдительные Хранители идут у них по пятам.
Учитывая описанные элементы сюжета, отечественный зритель невольно проведет параллель с «Дозорами» Сергея Лукьяненко, хотя «Вампиры средней полосы» имеют куда больше общего с «Реальными упырями» Тайки Вайтити. Пусть сериал не сделан в жанре мокьюментари (псевдодокументалистики), а его герои не так часто гримасничают в кадре, но общий дух привычной и во многом комичной жизни нелюдей в человеческом обличье передан так же легко и эксцентрично. Здесь упыри могут вести свои вампирские блоги в Интернете, судмедэксперты на протяжении 200 лет пытаются вывести новую расу полулюдей-полувампиров, а бывшие баронессы терзаются в стенах провинциального театра, изголодавшись не только по свежей крови, но и по возможности вернуть свою прошлую жизнь.
Эти узнаваемые черты времени и места, доведенные до гротеска, кажется, лучше всего считываются зрителями — ведь все показанное на экране буквально у нас в крови. Мы ходим этими же улицами, перекрываемыми ради высших чиновников; сталкиваемся с той же самой повсеместной коррупцией и пытаемся наладить какие-никакие отношения с ближайшими соседями.
В этом смысле «Вампиры средней полосы» пересобирают привычный скелет вампирских историй: они лишены высокомерия графа Дракулы и подростковой мелодраматичности «Сумерек»; не рисуют карикатурные образы упырей, как в «Мрачных тенях» или «Поцелуе вампира»; не мучаются от невыносимой меланхолии, подобно героям «Выживут только любовники». Персонажи режиссера Антона Маслова давно замерли и на границе миров, и на границе жанров: временами они тоскуют о судьбе Родины, а в следующую секунду отпускают удачные шуточки про современность, в которой все меньше места старому укладу жизни. Это не хорошо и не плохо — просто непонятно, как с этим быть.
Первые серии проекта совсем не пугают, но оставляют в сердце приятную тоску. А острые, как клыки, шуточки деда Славы заставляют улыбаться и грустить одновременно. Юрий Стоянов признался, что эта роль была написана специально для него (второй раз за почти 50-летнюю карьеру), и невозможно представить на его месте кого-то другого.
По сути, «Вампиры» — история про изгоев, которым нигде не найти покоя. В первой же серии герой Стоянова признается, что Жан имел возможность уехать жить в любую точку земного шара, но выбрал Смоленск, «потому что здесь хорошо». Действительно ли небольшой городок на западе России кажется привлекательнее Мальдив или Парижа? Едва ли, но зато именно здесь рождается ощущение дома — места, которое не выбирают.
Вероятно, сериал так и не решится зайти на территорию хоррора — да и зачем? Все эти ужасы мы много раз видели до этого, как и всевозможные трактовки образов самих вурдалаков — страшных или забавных, ранимых или хладнокровных. Российские же упыри получились совершенно иными — душевными. И кажется, именно эта ставка авторов сериала и поможет ему выделиться на общем фоне.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: видеосервис START
Видео: видеосервис START