«Сумерки», «Звезда родилась» и еще 13 фильмов, романтизирующих токсичную любовь
Разбираемся на примере известных мелодрамя выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Давным-давно жила была девочка… сама виновата. Индустрия кино и телевидения десятилетиями пичкала нас историями любви, идеализирующими нездоровые отношения. Она — умница и красавица, он — bad boy, которого можно залюбить до состояния идеального бойфренда. У кого-то был в жизни подобный опыт? Вот и мы с подобным не сталкивались.
На помощь всем нам приходит новая эра и новая оптика в искусстве. Отныне невозможно в очередной раз воспроизвести избитый сюжетный троп про плохиша-абьюзера и милую жертву так, будто это нормальная расстановка сил в отношениях. Отказываемся соглашаться с идеей, что любовь равняется боли, и вспоминаем 15 примеров известных фильмов о любви, с которых не стоит брать пример в реальной жизни.
«Как избавиться от парня за 10 дней»
Справедливости ради начнем наш материал с фильма, в котором оба героя стоят друг друга. Она изводит его на спор с коллегами, он все это терпит на спор с друзьями. Поистрепав нервы друг друга, они все же переосмысливают свои отношения и все у них заканчивается хорошо.
На самом же деле фильм показывает абсолютно дисфункциональные отношения поверхностных героев, не способных на серьезные чувства, а любовь для них лишь игрушка и способ развлечения. Ну такое.
«Сумерки»
Может, Эдвард и выглядит как краш-старшеклассник, но давайте не забывать, что ему уже несколько сотен лет. То есть перед нами герой, который видел, кажется, все на свете, многое пережил, имеет огромный багаж знаний, но строит отношения именно с юной школьницей? Что? Да, мы тоже в шоке.
Это еще полбеды — с начала знакомства Эдвард изводит Беллу неадекватным поведением в стиле уходи/останься. То не нужно с ним общаться, то сам ищет встреч и сталкерит старшеклассницу. Это точно история любви? Или, может, пособие о том, как распознать в назойливом поклоннике преследователя? В общем, может, вампир Эдвард и не кусал Беллу, но крови ей точно попортил.
«Дневник памяти»
Вот уж точно пример нездоровых отношений, которые так и хочется описать фразой из известного мема: «Нельзя просто так взять и быть счастливыми в паре». Персонажи Гослинга и МакАдамс в реальной жизни этими бесконечными ссорами и выяснениями отношений точно бы довели друг друга до психоза.
Народный фольклор, конечно, гласит про бранящихся милых, которые только тешатся, но давайте откровенно: это губительное представление о любви. Очевидно, что на протяжении всего фильма в романе героев мигают тревожные красные огни, которые они всеми силами игнорируют (и напрасно).
«Пятьдесят оттенков серого»
Сколько же всего не так с этой франшизой. Он — красавчик-богач с атрофированной эмпатией. Она — умница-студентка, которая пытается его спасти. Давайте сразу договоримся, что отношения, в которых один спасает, а второй партнер лишь позволяет себя спасать, — это плохие отношения.
Анастейша и мистер Грей — компиляция всего нездорового, что могут принести два взрослых человека в общий союз. Более того, история пытается продать нам формулу «он — садист, но все по обоюдному согласию» и тут же показывает моральные муки героини, которая никак не может принять «специфические вкусы» своего партнера. Переводя с киношного на человеческий: Анастейша закончила бы на сеансе у психолога в долгой терапии по избавлению от полученных психологических травм.
«Мисс Конгениальность»
С этой забавной комедией про преобразившуюся policewoman можно было бы примириться, если бы не странный посыл любовной линии фильма. В финале напарник героини Сандры Баллок обращает на нее внимание, только когда внешне она старается уподобиться шаблонным участницам конкурса красоты: надевает мини, высокие каблуки и push-up. Это точно не та ролевая модель, которой мы хотим обучить будущие поколения.
«Дьявол носит Prada»
Все мы помним главную «злодейку» фильма в исполнении Мэрил Стрип. Хотя по факту в сюжете есть и еще один «антигерой», а именно парень героини Энн Хэтэуэй. Именно он, видя как его избраннице непросто задержаться на новом месте работы, вместо поддержки оказывает на нее дополнительное давление, принуждая отказаться от заветной карьеры.
Справедливости ради впоследствии главная героиня тоже начинает путаться между обычным миром и гламурной параллельной реальностью. Но давайте просто пофантазируем, уменьшился бы для нее риск сбиться с пути, если бы любимый человек не отдалился, наказывая своим равнодушием? Вполне возможно.
В общем, очередная история о том, как плохо иметь карьерные амбиции, хотя в жизни полно примеров людей, удачно совмещающих работу и семью. Был бы рядом адекватный партнер, и все получится.
«Звезда родилась»
Ремейк этой истории может похвастаться «Оскаром» за главную музыкальную тему к фильму — чего не скажешь про посыл ленты. А именно забитая героиня Леди Гаги так и остается заложницей образа «жертвы», продолжая нездоровые отношения с завистливыми и незрелыми мужчинами. Получается щемящая картина об успехе, возносящем тебя на вершину мира, где ты беспощадно одинок…
«Русалочка»
Не можем не вспомнить и о мультфильмах, потому что именно они формируют наше представление о любви с детства. Так вот, как насчет сюжета, в котором Русалочка отказывается от собственного голоса, чтобы добиться взаимности от мужчины? Да, нам тоже это кажется совершенно нездоровой историей.
Права Кира Найтли, запрещающая этот мультфильм своей дочери. На свете полно других историй, которые могут дать ребенку первое представление о любви и отношениях между мужчиной и женщиной. Отношениях, не строящихся на жертве одной из сторон.
«Красавица и чудовище»
И снова классика на страже токсичного образа отношений. И пусть герой этой сказки обозлен на мир из-за возложенного на него заклятия (хотя в предыстории говорится о его заносчивости и самовлюбленности — именно эти качества и оскорбили ведьму), но почему от этого должна страдать Белль?
Ведь на протяжении почти всей истории чудовище ведет себя с ней как классический абьюзер: запирает в замке, лишает свободы передвижения, изолирует от мира и требует обхаживать ее себя любимого. Спасибо, но нет — оставьте таких «принцев» себе.
«Иррациональный человек»
Если пройтись по фильмографии Вуди Аллена, можно откопать много откровенно кринжевых историй любви. Чего только стоит любовная линия его пожилого героя и молодой студентки в фильме «Манхэттен», которую он постоянно гнобит из-за ее незрелости. Но в данный момент хочется обсудить относительно более свежую работу режиссера, а именно «Иррационального человека».
Складывается впечатление, что исписавшийся автор искал новый криповый формат отношений героев и сумел его найти. Как насчет юной студентки, влюбляющейся в преподавателя-психопата, совершившего преступление? Причина влюбленности? Потому что он не такой, как все.
Мало того что парадигма отношений с большой разницей в возрасте между партнерами умалчивает о неправильной расстановке сил в паре (старший партнер всегда наделен большей властью, а уж в формате «педагог-студентка» и подавно), так еще и превозносятся отношения с психически нездоровым и опасным человеком.
«За бортом»
Кто из нас в детстве не смеялся над комедией «За бортом», в которой испорченная богачка теряет память и оказывается фальшивой женой своего бывшего рабочего? Но, если вдуматься, герой Курта Рассела издевается над героиней Голди Хоун, пользуясь ее амнезией.
Просто привозит против ее воли в свой дом, просто врет, что она якобы мать его избалованных детей, просто укрывает ее от настоящих родственников... Когда все это осознаешь, становится как-то не до смеха.
«Любовь зла»
Здесь даже нечего особо расписывать: персонаж Джека Блэка бросает девушку, когда узнает ее настоящий вес. И этот сюжет преподносится нам как история любви?
Иронично, что при такой неоправданной требовательности к внешности своей избранницы сам герой внешне очень далек от идеала. Но об этом в фильме ни слова, ведь мужчине можно и не блистать красотой. То ли дело женщина и ее «обязанность» украшать собой этот мир (нет).
«Джерри Магуайер»
Еще один пример сюжетного тропа про падшего героя, который пытается хоть как-то скрасить свою неудачную жизнь с помощью женщины. Персонаж Тома Круза — амбициозный спортивный агент, который в душе тот еще игрок. Когда его карьера идет на дно, он утаскивает за собой и влюбленную в него героиню Рене Зеллвегер. Более того, впоследствии он даже зовет девушку замуж из соображений экономии — ему просто выгоднее жить под ее крышей.
Итогом этого любовного фарса становится предсказуемый голливудский хеппи-энд: герои дают отношениям второй шанс, а персонаж Круза вмиг все осознает и кардинально меняется. Но, если подумать, как жестоко Магуайер использует мать-одиночку в собственных целях, ни во что не ставя ее собственные чувства, волосы дыбом встают от образа этой странной love story.
«Французский поцелуй»
Романтическая комедия с Мег Райан в главной роли начинается с того, что она отдает все накопленные за долгие годы деньги своему неверному жениху. Дальше больше: она отправляется за ним в Париж, желая расстроить его свадьбу с другой.
В городе любви, вопреки ожиданиям, она знакомится с отпетым мошенником в исполнении Кевина Клайна. Последний прячет в личных вещах несчастной девушки украденную драгоценность — на случай проверки на таможне. То есть буквально подставляет ее под удар.
Далее они переживают невероятные злоключения, на протяжении которых герой-плут действует лишь с корыстным мотивом. Надо ли уточнять, что финал ленты, заканчивающейся признанием в любви со стороны главной героини, снова вляпавшейся в нездоровые отношения с патологическим лжецом, не кажется убедительным хеппи-эндом?
«Бриолин»
Добрались до нетленной классики. Сейчас будет немного больно, потому что мы все выросли на этом фильме, безоговорочно ему веря, но куда деваться? Сюжет мюзикла про роман между bad boy в исполнении Траволты и отличницей в исполнении Ньютон-Джон годами казался каноничным.
Старшеклассники знакомятся во время летних каникул, между ними завязываются романтические отношения, но с наступлением осени и нового школьного года вместе с погодой прохладными становятся и чувства главного героя. Персонаж Траволты стесняется своей избранницы и на публике ведет себя как настоящий мерзавец: насмехается над девушкой, отнекивается от их отношений и проявляет абсолютное пренебрежение.
Вернуть расположение героя-любовника помогает не его, но ее трансформация: пай-девочка превращается в настоящую трофейную герлфренд, которой не зазорно похвастаться в компании друзей. Вот такая ролевая модель: хочешь быть с первым красавцем школы, измени себя и подстройся под его хотелки.
История, разумеется, обрывается на финальной песне и страстном поцелуе, но что-то подсказывает нам, что в реальной жизни подобный герой быстро бы наигрался этими отношениями, переключился бы на новую поклонницу, оставив бывшую с целым букетом травм.
Фото: Kinopoisk.ru