Самоповторы и невнятный сюжет: что не так с драмой «По наклонной» от авторов «Мстителей»
Разбираем новую картину с Томом Холландомя выбрал вместо рекламы.
В центре сюжета молодой парень Черри, который от несчастной любви записался в армию США, насмотрелся всех ужасов войны, вернулся домой с пограничным расстройством личности и, спасаясь от призраков прошлого, увлекся запрещенными веществами. Они, в свою очередь, подсаживают героя на иглу буквальную и фигуральную — чтобы иметь деньги на наркотики, Черри начинает грабить банки.
«По наклонной» — экранизация романа Cherry бывшего военного врача Нико Уокера, который описал в нем собственный опыт службы в армии и последовавшую за этим борьбу с посттравматическим синдромом. Роман вышел в свет в 2018 году и сразу же попал на радары голливудских продюсеров: провокационность и резкость высказывания Уокера, сбавленная невероятными фактами его собственной биографии, казались идеальными составляющими для фильма.
Проект в итоге доверили братьям-режиссерам Энтони и Джо Руссо, отвечавшим за две последние части «Мстителей». Постановщики создали себе репутацию, работая над крупными студийными проектами, и экранизация хлесткой книги о падении и воскрешении вызвала у них неподдельный интерес.
Чтобы реализовать все свои идеи, режиссеры решили пойти ва-банк и буквально окунуть зрителя во все многообразие операторских и монтажных тенденций последних лет. Если вы чего-то недополучили в «Эйфории», скорее всего, сможете добрать это в «По наклонной», которая одновременно цитирует классику и заигрывает с хитовыми новинками.
Собственно, первое, что бросается в глаза при просмотре фильма, — история героя кажется настолько насыщенной самой по себе, что утопает в излишних подробностях и уточнениях, а внешняя форма, вмещающая в себя все мыслимые и немыслимые киношные приемы, едва не взрывает экран. Всего этого так много, что ты почти физически ощущаешь их тяжесть на собственных плечах.
Сложно отбиться от мысли, что братья Руссо в этом фильме получили карт-бланш (а стриминговые платформы сейчас развязывают руки кинематографистом и дарят возможность полного полета фантазии), но свободных стульев оказалось так много, что усидеть на них всех просто не получилось.
Сомневаетесь? Давайте подсчитаем. Вначале картина заигрывает со стилистикой «Эйфории» Сэма Левинсона: те же ритмика сцен, монтаж, визуальные навороты. Второй акт, действие которого происходит в Ираке, заигрывает и с «Цельнометаллической оболочкой» Кубрика (с дословным копированием сцен), и с «Тремя королями» Расселла.
Последний час крутится вокруг наркозависимости героев и буквально нашпигован отсылками к «На игле» и «Кэнди». Игра в угадайку может порадовать насмотренного зрителя, но самой картине веса и объема не добавляет, потому что форма в разы превосходит содержание. Также сюжету не хватает гладких переходов — он будто развивается блоками, грубо расставленными рядом.
Возможно, для этой истории отлично подошел бы формат мини-сериала, который позволяет разделять действие на самостоятельные части, давая возможность зрителю полнее погрузиться в тот или иной период жизни героя. Но мы имеем на руках 2,5-часовой фильм, который то стремительно рвется вперед, то в растерянности не может определиться с направлением.
Но при всех упомянутых минусах картина не обделена и плюсами. И главный из них — актерская работа исполнителя главной роли Тома Холланда. Юный актер этой ролью наиграл если не на целый «Оскар», то на номинацию точно. Персонаж Холланда получился сложным, противоречивым и с огромной раной внутри — подобные роли не всегда поддаются более зрелым артистам, а Тому своего героя удалось приручить.
Прекрасной экранной напарницей для Холланда становится актриса Сиэра Браво, снимающаяся в большом кино с детства, но чья карьера пошла в гору только сейчас. Ее героиня Эмили, девушка с лицом ангела и странной ленточкой на шее, в разные моменты истории то запускает необратимые повороты судьбы, то отважно их сдерживает; то катится с Черри по наклонной, то вздымается, роняя горизонт событий.
Таким образом, «По наклонной» — бесспорный отпечаток современной массовой культуры со всем ее разнообразием и хаотичностью, но выстроиться в стройный ряд картине не удается. В любом случае заход на территорию авторского кино для братьев Руссо станет полезным опытом — отойдя от супергероики, они бросили себе вызов и решились на совершенно новую авантюру.
Другой вопрос — зачем все это затевалось и так ли нужно было перегружать конструкцию сложными элементами, если в основе нее лежит вполне предсказуемая мораль?
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: пресс-служба
Видео: пресс-служба