«Почему женщины убивают»: пять ключевых отличий нового сезона
Разбираемся в главном сериале июняя выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
На дворе 1949 год. Наивная домохозяйка Алма (Эллисон Толман, знакомая по первому сезону «Фарго») мечтает попасть в престижный и элитарный Цветочный клуб, однако закрытое сообщество ее не очень-то ждет. Супруг Альмы ветеринар Бертрам с виду добрейшей души человек, но на самом деле имеет страшную тайну. А дочь, днем работающая официанткой, ночами крутит роман с красавчиком-актером, у которого тоже все очень запутанно на личном фронте.
Постепенно судьбы героев из самых разных культурных слоев и сфер деятельности переплетаются, что приведет к неожиданным и страшным последствиям…
Смена ключевого жанра
Автор проекта Марк Черри изначально задумывал его как сериал-антологию. Это значит, что каждый новый сезон будет развиваться по своему уникальному сценарию с совершенно новыми героями, но в рамках вселенной шоу — то есть усядется на границе жанров между черной (местами абсурдистской) комедией и детективом, помноженным на крепкую человеческую драму.
И, если первый сезон удачно балансировал где-то между, второй сезон с первых минут четко определяется с выбранным курсом — перед нами, пусть и местами дико забавная, но все же четкая детективная история. Отыскивая спрятанную дверь в мир высшего общества, милая, но болезненно неуверенная в себе Алма случайно находит тайник мужа, в котором хранятся не просто странные вещи посторонних людей, но и чудовищный секрет тихони Бертрама. Достаточно быстро авторы раскрывают происхождение этих вещей (но мы не будем спойлерить), и Алма оказывается перед непростым выбором в духе героев Достоевского.
Параллельно с этим развивается отдельная история той самой основательницы Цветочного клуба, эффектной брюнетки Риты. Много лет назад она вышла замуж за пожилого богача, обещавшего ей покинуть этот мир не позже 70. Но годы идут, миллионеру-тирану уже 80, и на тот свет он пока не торопится. Судьба подбрасывает Рите шанс — однажды вечером пожилой супруг падает с лестницы. Он остается в живых (будто бы уже просто назло Рите), но отныне полностью парализован. Рита, готовая действовать до конца в желании избавиться от ненавистного мужа, встречает неожиданное препятствие в лице его зрелой дочери — одинокой наследницы, тоже разинувшей рот на большое состояние. Между женщинами разворачивается настоящая дуэль, в которой (само собой) может быть только один победитель.
О том, что сериал взял курс на детектив вместо драмы, говорит и позиция авторов, исключивших из мира истории яркие приметы времени. Так-то действие проекта разворачивается в первые послевоенные годы, когда мир только-только поднимался из руин. Но ничего подобного в кадре (по крайней мере, в первых эпизодах) мы не видим. Сценаристы отказываются рефлексировать на тему главной травмы человечества, истощенного недавней Второй мировой. Хотя было бы интересно увидеть, как авторы сумели обыграть кровожадность героев тем, что еще совсем недавно кровь проливалась повсеместно.
Отказ от скачков во времени
Первый сезон делился на три временных отрезка — 1963, 1984 и 2019, а центром притяжения служил огромный особняк, в котором жили все персонажи (каждый в свою эпоху). На этот раз авторы отказались делать скачки из прошлого в будущее и наоборот — весь сюжет протекает только в 1949 году, и объединяет героев не роскошная недвижимость, а готовность в случае чего взяться за колюще-режущие предметы.
По первым эпизодам нового сезона такая авторская рокировка кажется логичной — очевидно, что создателям намного интереснее изучать своих героев в едином пространственно-временном отрезке, а смена эпох, которая так удачно сложилась в первом сезоне, второй раз могла просто не сработать.
Меньше феминистской повестки, но больше ярких женских персонажей
Первый сезон «Почему женщины убивают» стал своего рода манифестом, позволившим женским голосам зазвучать громче. Да, персонажи были очень разными: роковые красотки, тихие домохозяйки, эгоистичные хищницы. И не забудем про совсем уж маниакальную героиню Александры Даддарио. Это разнообразие образов в том числе работало и на инклюзивность (от азиатки Люси Лью до темнокожей Кирби Хауэлл-Баптист). Но преимущественно прописанные образы героинь отвечали актуальной в мире феминистской повестке — женщины отказывались жить в подчинении мужчин, а все их решения (даже самые радикальные) были продиктованы острой необходимостью.
В новом сезоне этот фон изменился — фееричные женские персонажи уже не выглядят так, будто сошли с агитплаката за равноправие женщин (не то чтобы это было плохо). Теперь образы героинь — это не часть манифеста, но просто яркие портреты со своими странностями и особенностями. Возможно, на это повлияло все то же время действия — 1949-й не был тем моментом в истории, когда женщины массово отвоевывали свою независимость. Как мы знаем, это произойдет значительно позже.
Живые люди вместо гламурных картинок
Еще одно достижение второго сезона — в кадре появляются живые люди, с которыми легко ассоциировать себя зрителям разных возрастов и внешности. Не то чтобы мы были против красивых и подтянутых тел/лиц с обложки (Люси Лью в свои 50 выглядела роскошно), но, когда на экране только такие герои, это скучно и неубедительно. В реальной жизни мы все разные: с лишним весом, морщинами, неидеальными чертами лица, разного телосложения и т. д.
Именно с этой темой разнообразия и очеловечения героев в кадре особенно хорошо работает новый сезон. Если угодно, сериал стал бодипозитивнее в том смысле, что теперь он не воспринимается обложкой глянцевого журнала и реалистично изображает героев.
Настоящее раздолье для синефилов
По новому сезону (окей, как минимум первым сериям) разбросаны пасхалки и отсылки к другим фильмам. Здесь и черная комедия «Предместье» с Томом Хэнксом, и искаженная мораль «Декстера», и одержимость Альмы цветами в духе жены главного героя «Красоты по-американски». Перечислять можно долго, но мы не станем лишать вас удовольствия рассмотреть в сюжете все заложенные киноцитаты собственными силами.
Так или иначе сезон, который решил уместиться в одном отрезке времени, подробно работает с его самыми яркими и узнаваемыми элементами (в том числе и мимикрируя под стилистику фильмов конца 40-х). Хочется верить, что поднятая высоко планка удержится до самого финала. И да, страшно интересно, чем же это все кончится.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: пресс-служба
Видео: пресс-служба