«Кларисса»: почему продолжение «Молчания ягнят» вышло таким неудачным?
Никакого Ганнибала, слабый сценарий и другие минусы сиквелая выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
После закрытия нашумевшего дела про Буффало Билла главная героиня Кларисса Старлинг возвращается к своей привычной жизни: выдерживает давление со стороны коллег, пытается распутать новое преступление, против своей воли попадая под вынужденное покровительство властей, и все так же борется с призраками прошлого. Собственно, в это короткое описание и укладывается основная канва первых двух серий проекта — нам показывают узнаваемый типаж героини, которая, к счастью, не пытается копировать уникальную манеру игры Джоди Фостер, но и не вырабатывает собственный почерк.
Героиня Ребекки Бридс также носит объемную одежду, которая выглядит как вся тяжесть мира на ее плечах, говорит и думает быстро, но воздерживается от поспешных решений. В новой версии (и в буквальном продолжении событий фильма 1991 года) Старлинг посещает психотерапевта, который выстраивает с ней жесткую линию взаимодействия. Врач очевидно подавляет сотрудницу ФБР, буквально выталкивая ее в самое сердце давней травмы. Кларисса сопротивляется, а в последний момент просто сбегает от врача, спасаясь новым громким расследованием.
В предложенных обстоятельствах Клариссе приходится несладко — ее имя знает вся страна, но это не спасает героиню от постоянных насмешек и абьюзивного поведения со стороны коллег. В общем-то, этот грубый мазок с токсичными сослуживцами — первое, что смущает при просмотре. Дело не в том, что такого не может быть (так бывает, и, к сожалению, очень часто), но мужские персонажи в данном случае кажутся картонными, а вся их мотивация будто бы сводится лишь к одному — испортить жизнь Клариссе, которая и проницательнее, и бесстрашнее их. Этому пассажу явно не хватает глубины и объема.
«Молчание ягнят» тоже уделяло большое внимание теме неравенства и уязвимости женщины в подчеркнуто мужском мире, но делало это деликатнее и талантливее: режиссер фильма Джонатан Демми постоянно окружал героиню Джоди Фостер высокими мужчинами (чтобы она буквально казалась меньше и уязвимее в кадре) и в большинстве мизансцен ставил между ней и другими какое-то визуальное препятствие, будь это стеклянная перегородка в тюрьме или просто толпа полицейских, в число которых Кларисса не вписывалась, оставаясь в стороне.
В сериале героиня также ощущает это одиночество — даже одолев ужасного Буффало Билла, она по-прежнему оказывается в мире, где ее не принимают, она все еще чужак. Инаковость новой Клариссы подчеркивает и среда ее обитания — квартира героини напоминает нору: в ней царят полумрак и обшарпанные стены, а от мира отделяет тяжелая металлическая дверь.
Все это кажется интересными находками, продлевающими личную арку знакомой героини, но на самом деле они ничего к ней не прибавляют, потому что там, где «Молчание ягнят» казалось революционером жанра, «Кларисса» с трудом дотягивает до звания подражателя.
Проекту отчаянно не хватает глубины и проницательности старшего брата. Картина Демми брала напряженным и выверенным монтажом, продуманными мизансценами и точными ракурсами, работающими на создание ощущения физического дискомфорта героини в кадре. В основе истории было не просто противостояние Клариссы с миром, а тонкий психологизм, напоминающий игру в догонялки: то она отстает, то всех опережает.
Сериал же отличает агрессивный монтаж и режиссура, которая рушит рисунок роли — играющая Клариссу Ребекка Бридс кажется удачным выбором, но актрисе попросту негде развернуться, а линия повествования напоминает нарезку отдельно взятых отрывков: в кадре все мельтешит и мечется, но внутреннего напряжения не создает.
Впереди у проекта еще 8 эпизодов (всего 10 серий), и, возможно ему удастся разогнаться и выбраться из-под тени старшего брата. Но пока сериал кажется не самой удачной попыткой авторов адаптировать и без того прекрасную историю под реалии сегодняшнего дня.
Замысел в теории неплохой, но, если не ощущать дух времени и не переосмыслить историю под новым ракурсом, он развалится даже от легкого взмаха крыльев бабочки — того самого красивого символа перерождения из «Молчания ягнят».
Это важно знать:
Как научить ребенка помогать другим. 7 главных советов
«Мои 100 рублей никому не помогут». Мифы и правда о благотворительности
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: Пресс-служба; IMDB
Видео: Пресс-служба