Большой побег: как сериал «Берег москитов» вернул моду на приключенческие романы
Каким получился новый проект с Джастином Теруя выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Роман Пола Теру «Берег москитов» вышел в свет в 1981 году. В нем шла речь об эксцентричном ученом Алли Фоксе, который настолько устал от капитализма и общей культуры потребления, что решил продать свой дом и вместе с семьей уехать жить в Центральную Америку — на берег москитов. Но вместо ожидаемой утопии Фокс обнаруживал чуждый для себя мир, полный опасностей и конфликтов с местными, не принявшими чужака.
Через пять лет книгу экранизировал Питер Уир, позвавший на главные роли Харрисона Форда (получившего за эту работу номинацию на «Золотой глобус») и Хелен Миррен. Фильм выглядел абсолютным продуктом своего времени: неспешный темп, избыточность диалогов, отнимающих экранное время у ярких поворотов сюжета, и завораживающая красота тропиков, с которыми Голливуд не спешил прощаться еще со времен «Апокалипсиса сегодня». Все это выглядело любопытно, но по большей части скучно — не спасали даже яркие актерские работы Форда с Миррен и тогда еще только начавшего карьеру Ривера Феникса, брата будущей звезды «Джокера».
Новая версия книги в 2021 году получила иную форму (7 серий вместо 1 полного метра) и кардинально другие портреты героев. Трансформировалась и главная интрига истории. Если в картине 1986 года герои еще в первом акте добирались до желаемого рая на земле, для персонажей сериала 2021 года все оказывается намного сложнее. Но давайте по порядку.
Герой Джастина Теру вместе с семьей живет тихой жизнью в американском захолустье. Местные знают его как разнорабочего с золотыми руками, но близкие уверены, что живут рядом с настоящим гением. В свободное от работы время Фокс изобретает аппарат для изготовления льда из огня — устройство, которое могло бы обеспечить ему безбедную жизнь, но которое он намеренно приберегает для иных целей.
Первая часть пилотной серии будто бы вдохновлена фильмом 35-летней давности: сюжет развивается медленно и первые полчаса кажется, что ты смотришь неспешную семейную драму. Настоящий драйв случается во второй части эпизода, когда выясняется, что у Фокса опасное прошлое, его разыскивает ФБР и, чтобы не попасть в руки федералов, он вместе с семьей должен броситься в бега.
Именно с этого момента история начинает ловко жонглировать не только зрительскими ожиданиями, но и жанрами: семейная драма вмиг превращается в запутанный детектив, а потом в несущийся на всех парах триллер с погонями, перестрелками и страхом быть пойманным.
Опасное семейство на протяжении почти всего сезона будет пытаться достичь желаемой земли обетованной, но сделать это быстро не получится. Перекрытые границы вынудят героев решиться пересечь пустыню через засекреченную военную базу, высушенные каньоны и так называемую Тропу смерти, которой идут из Мексики в Америку нелегалы. Но, даже когда герои преодолеют этот страшный путь, чуда с ними не случится: на другой стороне их будет дожиться наркокартель, обнаруживший в путниках свой интерес.
Во всем этом безумном коктейле важно выделить ключевую фигуру — Джастина Теру, для которого весь проект неслучаен: он втайне от дяди сперва пробовался на главную роль, а после присоединился и к числу продюсеров шоу. Его персонаж отказывается раскрывать подробности своего прошлого детям (и зрителям) и вынужденно протаскивает самых близких людей через настоящий ад. Из-за этого его Алли Фокс получился, мягко говоря, неоднозначным — до последнего не ясно, он безумец или блаженный? Знает, что делает и на что обрекает собственную семью, или движется вслепую, надеясь на лучшее?
Сам Теру признался, что добавил в сериал много реплик от себя, используя историю собственной семьи. К слову, это очень понравилось дяде актера — автору романа. Но на этом изменения в образах центральных персонажей не заканчиваются. Если герой Харрисона Форда казался скорее ворчливым моралистом (или, как сейчас, говорят, душнилой), в исполнении Теру он становится опасным и загадочным адреналинщиком. Помимо этого, новый Фокс выглядит человеком будущего — той его версией, которая не только критикует, но и предлагает альтернативные решения.
Новая оптика авторов сериала на, казалось бы, не самую актуальную историю эскапизма кажется безусловно выигрышной. Традиционно в подобных сюжетах о поиске Эльдорадо, мифического лучшего мира, герой достигает желаемой точки, но испытывает страшное разочарование. «Берег москитов» в версии 2021 года разрушает этот шаблон — главным действующим лицам этого аттракциона для начала было бы неплохо просто туда добраться… живыми.
Усиливает историю и постоянная смена места действия — временами события сериала так быстро сменяют друг друга, что зрителю страшно отвлечься и пропустить что-то важное. Сами авторы рассказали, что выстраивали повествование таким образом, чтобы каждая серия выглядела отдельной историей со своим жанром, стилем и микросюжетом. И нужно отдать им должное — с этой задачей они успешно справились.
«Берег москитов» пока не получил должного промо в России. Вероятно, сыграло против время релиза — из-за внезапно образовавшихся долгих праздников зрители были не готовы наблюдать за чужими приключениями, пытаясь прожить свои собственные.
Во всем же остальном «Берег москитов», возвращающий моду на приключенческие романы, кажется очень актуальным проектом, и очевидно, что свою порцию восторгов еще соберет. Авторы удачно пересобрали привычный жанр, наделив его драйвом, таинственностью и экстремальной подачей. Накануне лета, когда томление в офисе особенно ощутимо, история вроде этой сама по себе побег в другой мир.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: пресс-служба
Видео: пресс-служба