«Надо уметь принимать разное»: актриса Кучеренко и режиссер Цой — о сериале «Смычок» и личном
В эксклюзивном интервью WMJ.ruя выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Wmj: Александр, Кристина, расскажите, как проходил кастинг в «Смычок» и какие впечатления у вас были от этого знакомства?
Кристина: Для меня одним из непростых этапов являются пробы, потому что обычно это сопровождается сильным волнением. Поэтому важно найти связь с режиссером, чтобы ясно и четко понять задачи на пробах. Но мне кажется, в этот раз связь хорошо установил сам Саша, мы как-то разговорились, обсудили моего персонажа. Помню, после крайнего дубля Саша спросил одного кудрявого парня, который сидел за экраном (позже я поняла, что это наш оператор Никита Кармен): «Ну как?» И Никита ответил: «Вообще супер». Честно сказать, я тогда почему-то посчитала этот ответ сарказмом, а после утверждения поняла, что видимо действительно неплохо! (смеется)
Александр: Любые пробы — это нечто… боюсь этого слова, но это что-то личное. Когда пространство сужается до режиссера и актера, и в принципе никого не должно быть. Важно почувствовать друг друга, понять, как этот человек чувствует, как ощущает окружающий мир. С Кристиной мы познакомились буквально на пробах. Это было лето, жара. Мы практически уже весь состав утвердили и искали Леру. Когда Кристина пришла — я не совру, если скажу, что буквально одну сцену попробовали один раз — и я тогда уже повернулся к Лене Чегвинцевой (кастинг-директор) и кивнул, потому что понял, что Кристина — наша Лера.
Кристина — очень тонкая актриса. В ней есть и какая-то, в хорошем смысле, беспомощность и в то же время определенная мощь.
Wmj: Кристина, ваша Лера — такая героиня-трикстер и отчасти даже роковая женщина. С ее появлением в жизни героя наступает тотальный хаос. Как вы сами для себя объясняете амбивалентность Леры, противоречивой и необычной девушки?
Кристина: Лера для меня очень путаный персонаж, и некоторые ее поступки мне пришлось для себя самой оправдывать. В конечном итоге я пришла к выводу, что она следует по большей части своим инстинктам и в первую очередь инстинкту «самосохранения», который заставляет ее сделать тот или иной шаг. Выжить любой ценой для нее является главной целью чуть ли не всю ее жизнь. Отсюда ее уличные повадки, вредные привычки, помогающие закрыться от мира. В глубине души она нуждается в человечности, помощи и даже силе, которую позже увидит в главном герое.
Wmj: Слоган «Смычка»: «Ни грамма фальши». Что вам помогает избегать фальши в работе? И насколько вам вообще свойственна самокритика?
Александр: Во-первых, это очень сложно — не начать врать. И на сцене, и в кадре, и за кадром. И очень сложно удержаться за правду. Я стараюсь слушать артистов, оператора, слушать команды. Но, естественно, есть свое ощущение повествования истории. Тут главное иногда не упираться рогом и быть убежденным, что действовать надо именно так и никак больше.
Кристина: Ох, я очень самокритична и порой мне это мешает трезво оценить свою работу. Сейчас избавляюсь от этого.
А чтобы постараться избежать фальши, я часто обращаюсь к себе. Любой персонаж — это часть тебя, поэтому я все всегда прорабатываю через призму своих действий: а могла бы я поступить так?
Wmj: Кристина, в прошлом году вы получили актерский приз на фестивале «Пилот». Что эта награда значит для вас и насколько признание профессионалов помогает «расправить крылья»?
Кристина: Для меня это было весьма неожиданно и крайне приятно. Как и для любого деятеля искусства, признание — это наивысшая похвала.
Но до всеобщего признания мне еще далеко, так что расцениваю для себя это как знак, что я двигаюсь в правильном направлении и какие-то мои труды не остались незамеченными.
Wmj: Вы в кино с 8 лет, и на момент поступления в театральный институт у вас уже был впечатляющий опыт съемок. Как это сказывалось на учебе: отношениях с сокурсниками и преподавателями, приходилось ли бороться с мыслью, что «я уже все умею»?
Кристина: Ни разу за время обучения у меня не мелькнула мысль, что «я уже все умею», даже имея на руках красный диплом. Мне кажется, я могла бы еще успеть что-то для себя понять и ухватить. Отношения с однокурсниками и некоторыми педагогами у меня сложились теплые, и после выпуска мы поддерживаем общение.
Wmj: Уже можно точно сказать, что вы в числе самых многообещающих молодых звезд. Только в прошлом году с вашим участием вышло три крупных проекта: «Солдаут», «Моя большая тайна», «Ваша честь». Теперь «Смычок» и будущие релизы. По какому принципу вы выбираете роли? Есть ли ощущение чужих ожиданий на свой счет?
Кристина: Мне очень нравится, если попадаются роли полярно отличающихся друг от друга персонажей. Я всегда сделаю выбор в пользу чего-то нового и не опробованного. Ближе всего что-то вызывающее, сложное, сумасбродное. Ощущение чужих ожиданий на себе я испытала еще тогда, когда получила награду, но мне повезло, я не стала на этом зацикливаться, и это ощущение быстро улетучилось. Лучше об этом не думать, можно быстро себя «съесть».
Wmj: Готовясь к роли в «Моей большой тайне» вы кардинально сменили имидж и столкнулись с хейтом в соцсетях. Что помогает не впускать в себя чужую агрессию? И какие у вас отношения с собственной внешностью, которая, бесспорно, очень эффектная?
Кристина: Благодарю за такую высокую оценку моей внешности! Знаете, я считаю, что если научиться себя любить, то и другие несомненно тебя полюбят.
Мне любопытно экспериментировать, и я всегда к этому открыта. Что касается агрессии — стремлюсь подходить к ней с пониманием и состраданием. Хотя так было не всегда. Когда я была младше, я и сама очень сопротивлялась всему, была резкой и рвалась «ответить», но со временем это прошло. Как-то выключилось само собой, наверное, еще и благодаря взрослению. Я поняла, что от негатива становится хуже в первую очередь мне. Часто агрессия скрывает за собой уязвимость, защиту, непонимание и обиду.
Wmj: Кстати, в вашей фильмографии есть роль Екатерины Великой в сериале «Великая». На Западе есть одноименный аналог, только там исторические события намеренно поданы в шутливом ключе. Смотрели ли вы сериал с Эль Фаннинг? Если да, то как относитесь к подобного рода художественной трактовке реальных событий?
Кристина: Да, я смотрела первый сезон. Слышала, что он вызвал очень противоречивые эмоции у зрителя. Что касается меня, я не смутилась — это художественная картина, и реальная история является лишь скелетом истории. Я проще к этому отношусь. Надо уметь смотреть и принимать разное.
Wmj: Александр, а вам интересны подобные форматы историй?
Александр: В вашем вопросе уже есть ответ — намеренная шутливая форма. Здесь важно слово «намеренная». Оно похоже на то, что я всегда прошу от актеров и от себя — сознательности. Мне очень импонирует сознательность во всем, в создании любого художественного произведения — начиная от спектаклей и заканчивая чем-то большим.
Интересны ли мне такие форматы? Да, конечно. Мне интересно все, в чем я могу высказаться, или материал, совпадающий с моим мироощущением. А форма и жанровая обертка может быть любой. Я жанр рассматриваю как обертку, инструментарий для повествования. Важно, за счет чего вы реализовываете эту историю, как вы ее рассказываете? Она может быть рассказана в жанре триллера, может быть, в жанре фарса. И самое главное, что эта история есть, и за счет нее раскрываются важные смыслы, идеи.
Wmj: Александр, на вашей странице в «Википедии» указано, что изначально вы не смогли поступить в театральное училище, но в итоге преодолели вызовы судьбы и попали в любимую профессию. Уверена, обидные отказы в профессии были и у Кристины. Завершая наше интервью, дайте совет всем, кто столкнулся с провалом и боится пробовать снова.
Кристина: Считаю, что каждый в первую очередь должен послушать себя и хорошенько понять, нужно ли ему это? Трезво оценить свои шансы. Если да, то чего ты боишься? Повторного отказа? Их в нашей жизни еще будет миллион, но это не повод закапывать свои мечты.
Пересмотри свои ошибки, подумай, что ты можешь сделать, чтобы избежать следующую пустяковую неудачу. Как говорил мой педагог по актерскому мастерству: «Не гнется, не ломается, а только кувыркается». Любая твоя осечка пусть подначивает тебя. Мы можем гораздо больше, чем нам кажется.
Александр: Да, действительно, меня не взяли в театральный институт города Ташкента после школы. Если бы меня взяли туда, то я больше чем уверен: того, что есть у меня сейчас, наверное, не было бы. Я благодарен тому, что меня не взяли в театральный и дали самый низкий балл. Из 127, по-моему, баллов — 17. Это круто. Все, что ни делается, наверное, все к лучшему.
Вы просто представьте: я поступил в театральный институт города Ташкента, и я счастлив, доволен. И я молодой артист, студент, поступил с первого раза. Я бы, наверное, успокоился тогда, удовлетворился бы этим результатом в ущерб тому, чтобы пробовать большее.
Фото: Пресс-служба Start, Okko, фестиваля Пилот; Kinopoisk.ru