Как и на что живут современные художники: неживописная правда из первых уст
«Я частенько сравниваю художников с врачами. Мы учимся всю жизнь, в основном скромно зарабатываем, при этом крайне востребованы и, конечно, лечим людей — в нашем случае не скальпелем, а красотой.
Художник однажды — художник навсегда. Такое представление у людей о нас — романтиках, готовых всего себя посвятить искусству… Поспешу тебя разочаровать: многие ломаются уже на этапе сдачи диплома. Было забавно, когда я, получив заветную красную корочку и пройдя все семь адовых этапов сдачи, отправилась покорять культурную столицу, а желание развиваться по профессии взяло и пропало. Вот так просто. Эмоциональное выгорание, и, здравствуй, внутренний голос, кричащий: «Да кому вообще нужно то, чем я занимаюсь?»
Первое время ты ходишь устраиваться в разные студии и школы в надежде хотя бы преподавать детишкам или пенсионерам. Но так как у тебя опыта только выложенный в Интернет видеоурок, сталкиваешься с мучительными отказами. И даже не мечтаешь о том, что возможно рисовать картины на заказ. Руки опускаются, плюешь на свое образование и идешь работать в общепит (прямо завязка для голливудского фильма).
Так что тем, кто просто пишет картины, не так просто. Я уже не говорю о затратах на мольберты, краски, кисти. В месяц на все это уходит от 5 до 10 тысяч. Так что нужно и свои работы как-то продать, и параллельно искать работу в дизайне или рекламе, где конкуренция 10 человек на место.
Профессионализм хоть и важен, но без фирменного стиля тебя никто не заметит. Многие пытаются хоть как-то показать себя: хайпануть в Instagram или вложиться в креативные выставки. Ну как креативные… «Больше шампанского и девушек, фуршет, и все пройдет на ура!» — как говорит мой знакомый. И если все действительно прошло «на ура», есть возможность встретить заинтересованного в молодых талантах ценителя искусства. Но в России такая практика, естественно, редкость.
Очень многие работают только на зарубежных заказчиков. Художники просто мечтают представить свои работы именно там.
У нас культуры понимания ценности картин и дизайна, созданных определенным автором, пока нет. Так что в основном все зарабатывают преподаванием, ведь людям нравится, когда дома стоит картина или кружка из глины, созданная своими руками. Тем более раскрутить образовательные семинары в социальных сетях не так сложно. Хорошо, если ты экстраверт: люди притягиваются, смотрят горящими глазами, да и сам художник заряжается эмоционально.
Тут, конечно, важно понять, какая структура преподавания будет интересна потребителю, найти локацию, суметь себя презентовать и в идеале открыть собственную студию, встать на налоговый учет, найти инвесторов… Тут уже искусство уступает коммерции, а твой романтический образ художника сменяется на образ расчетливого бизнесмена или бизнесвумен — кому как удобнее. Это Леонардо да Винчи мог рисовать губы Моны Лизы 12 лет, а нам нужно зарабатывать.
Не зря Пелевин говорил про арт-рынок, что его первый полюс — почти всегда симпатичная безбашенная молодежь, второй — почти всегда отвратительный ушлый бизнес. Хотя второй полюс всегда пытается мимикрировать под первый».
Подписывайся на страницы WMJ.ru в Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!
Фото: Shutterstock/VOSTOCK