Продюсер, сценарист и киновед рассказал WomanJournal.ru об основных фильмах, показанных на 66-м Венецианском кинофестивале. Сэм Клебанов – человек мира. Сегодня вродной России, завтра – в родной Швеции. Не так давно окончательно оставившийсвое детище – программу «Магия кино» на телеканале «Культура», Сэм судовольствием занимается новой для себя деятельностью – пишет сценарии. Впервыена Венецианском фестивале он спокойно смотрит кино. То, которое ему интересно. Этот венецианский фестиваль – первый в моей практике, когда я недолжен делать телевизионную программу. Мне не надо ни за кем бегать,отлавливать пресс-агентов, бежать с интервью на интервью. Поэтому можно,например, посмотреть побольше фильмов. Фильм-открытие «Баария» – огромноекинополотно от современного классика Джузеппе Торнаторе. Несмотря на то что это оченьпрофессионально сделанное кино, оно производит странное впечатление. Этограндиозный киноспектакль, после которого ничего толком в голове не остается.Непонятно, для чего всеэто было сделано. Вфильме присутствуют забавные персонажи, хорошие сценки. Однако большинство сценвдруг неожиданно обрывается, и очень многие затронутые темы исчезают в никуда. Мне на фестивале понравился, в частности, фильм «Лурд» ДжессикиХауснер, австрийского режиссера, ученицы Михаэля Ханеке. И эточувствуется в ее картине. Очень четкая архитектура кадра, немножко холодная. Лурд – знаменитое место паломничества. Сюда приходят люди в ожиданиичуда. Поначалу фильм немножко раздражает, потому что он кажется слишкоммедленным. Все эти религиозные церемонии приведены чуть ли не в режимереального времени. Но затем фильм затягивает. И ты начинаешь замечать маленькиенюансы – Джессика очень хорошо работает с деталями. Постепенно в религиознуюисторию начинает просачиваться явная ирония. Фильм становится более человечным. Еще один хайлайт фестиваля – фильм Тодда Солондза «Жизнь в военноевремя». Очень интересный проект,по сути, продолжение фильма «Счастье»,но с совершенно новым набором актеров. Поэтому его можно смотреть как тем, ктовидел «Счастье», так и тем, кто его не видел. Понятное дело, что это оченьспецифическое кино, абсолютный фильм Тодда Солондза, где присутствуют оченьостроумные, очень точные диалоги, прекрасные актерские работы, ощущениевсеобщего несчастья, изолированности людей, отсутствия между ними нормальныхкоммуникаций. Но почему-то ты сразу проникаешься симпатией ко всем этим персонажам.Хочу упомянуть и еще два фильма, достойных просмотра. Шведскаяантиутопия «Метропия», хотя визуально она очень тусклая, но это такое решение.На мой взгляд, там нехватает некого драйва, но в эстетическом плане очень интересная работа. Ещеодин любопытный фильм принадлежит датскому режиссеру Николасу Виндингу Рехну – «ВосстаниеВалгаллы» (Valhalla Rising).Странное кино, очень медленное и очень жестокое. На любителя. Немногосюрреалистический, метафизический триллер, про викингские времена. Снят он былв Шотландии. Из российских фильмов я пока посмотрел только «Какраки» ИльиДемичева. До просмотра слышал прямо противоположные отзывы об этом кино. Личноу меня создалось некое двойственное впечатление. Фильм начинается как комедия. Симпатичные диалоги, удачные шутки, смешныеперсонажи, замечательные сцены. Но чем дальше, тем картина становится болеесентиментальной, и сентиментальность эта становится более скучной. А последниеминут 15 появляется такое ощущение, что авторы как будто спохватились, что кинополучается какое-то несерьезное, не арт. И они пытаются из такой, казалось бы,сатирической комедии сделать серьезную драму, вывести все это в разрядтрагедии. Итог – все дико неубедительно и дидактично. Почему Россия в этом году не представлена в основной программе? Акакой фильм можно было номинировать? Мне в голову не приходят никакиероссийские фильмы, которые могли бы быть представлены в основном конкурсе. Мнеочень понравилась картина «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, но она уже была восновном конкурсе в Локарно и получила там, между прочим, два приза. Ведьфестивали тоже между собой соревнуются! Нет России в основном конкурсе , затоона богато представлена в параллельных программах. Тоже неплохо. Не надо поэтому поводу как-то особенно переживать! В конкурсной программе фестивалей редко присутствуют комедии. Поэтому не могу сказать,что на программе отразились кризисные настроения.