Рената Литвинова: "Талантливые люди должны заботиться о своих безумствах!"
"Я летаю, я в раю…" Эта фраза у всех на слуху, а уж что говорить о человеке, произнесшим ее! Рената Литвинова рассказала о любви, критике и о том, что ее возбуждает!
- Как ты себя чувствуешь в "Деталях"? Нравится?
- Очень нравится. Сейчас ведь нет хорошего, качественного разговора на телевидении. Мы это обсуждали, в частности, с Роднянским.
- Твоя программа на Муз-ТВ была качественным разговором?
- Это было очень коротко, и там я со своими коллегами разговаривала только об их кино. Но я, даже если и не являюсь поклонником, всегда испытываю уважение к своим коллегам. И всегда разговариваю так, как хотела бы, чтобы разговаривали со мной. Даже если мне не нравился продукт, все равно я никогда не вела интервью в оскорбительной форме.
- А как ты хочешь, чтобы разговаривали с тобой?
- Человек, с которым вы встречаетесь, вас должен в какой-то степени интересовать. Вызывать восхищение. Или, наоборот, какой-то негатив. Какое-то яркое чувство. Потому что когда ты относишься к человеку как к станку, на котором нужно выработать еще одну статью или еще одну передачу, — это всегда чувствуется. Отсутствие вот этой энергии. Нет блескучести. Поэтому мне хотелось бы встречаться с людьми, которые возбуждают, которых уважаешь. Я же очень отслеживаю гостей, которые ко мне приходят.
- Много ли наберется людей, которые тебя возбуждают?
-
Ты не можешь себе представить, насколько их много. Просто это в тебе сейчас стереотип говорит, ведь есть же некий постоянный круг людей, которых приглашают в телевизор. И если окинуть взглядом этот список, то кажется, что больше никого и нет. Но на самом деле мир гораздо шире. И есть замечательные деятели. Персонажи замечательные. И артисты, которые все-таки не снимаются поточным методом. Я не осуждаю, кстати, артистов, которые снимаются в сериалах. Все-таки это профессия, и, наверное, актер не имеет права отказываться от работы. Но если происходит прямо конвейер — это, конечно, опустошает.
- Когда ты сталкиваешься с негативными оценками, тебе уже не так больно? Нарастила в этом смысле некий жирок?
-
Знаешь, бывает очень объективная, очень талантливая критика. А бывает неубедительная. Я вот помню... Какая-то редакторша с каким-то перекошенным лицом. Я даже не знаю, кто это. И она мне начинает с умным видом что-то доказывать. Такая полукрыса, полу-не знаю что... Знаете, есть такие женщины пограничного возраста, как у Альмодовара, на грани срыва, которые выплескивают его на таких дамочек, как я. Я, кстати, сочувствую таким женщинам. Я же про них пишу. Я практически с нежностью к ним отношусь! Такая женщина — тоже часть меня. Нервность и крысячесть эта, она, мне кажется, внутри меня тоже содержится. То есть даже не крысячесть, а... (Думает.) Месседж какой-то несостоявшейся жизни, какой-то упрек... Каждый человек ведь в других видит часть себя и проецирует. Как тебе объяснить... Юными все во что-то верят, у всех такая молодая кожа, все думают, что не состарятся... А потом вдруг человек находит себя сидящим за столом, в какой-то серой аудитории... И может быть, даже нет денег на такси... Она вынуждена сидеть на каком-то экзамене, и какая-то наглая девчонка смотрит на нее из-под кудрей... Я тебе не очень извращенно излагаю? Я полна к таким женщинам сочувствия, и даже жалости. И вовсе не считаю, кстати, что жалость унижает. Мне кажется, это великое чувство. Сродни любви. Потому что, если ты человека ценишь рядом, ты его, прежде всего, жалеешь. Экономишь его. Заботишься.
Читайте также:
- Эдви
- Ты можешь принять жалость по отношению к себе? И от кого?
- Ой, господи, хоть бы меня кто пожалел. Это же прелесть что такое. Ну, тебе вот неужели не хочется, чтобы тебя пожалели? Бедная моя, ходишь на этих каблуках с утра, а вечером еще надо тащиться куда-то, сядь, полежи... Дай я чаю тебе налью, накрою чем-нибудь... Понимаешь? По-моему, каждая живая душа в этом нуждается.
- Почему же люди этого так стесняются?
- Дураки. Вы же не можете сказать, что подавляющее число людей умные? Хочется надеяться, конечно. Но практика показывает: ровно наоборот. Очень я замучилась подбирать разные ключики к разным людям. Устаешь от большого количества бессмысленных общений, подчас с бессмысленными людьми.
- Жестким человеком можешь себя назвать?
- В частной жизни, с людьми, которые мне дороги, я крайне лояльна. А в работе я жесткая, да.
- Тебе приписывают феерический совет: "В тебе обязательно должно быть какое-то ку-ку"...
- Нет, я этого не говорила. Но вообще да, я считаю, что талантливые люди должны печься о своих безумиях. Если они станут нормальными, то они лишатся вот этого ореола. Побольше безумия я всегда порекомендую. Норма мне неинтересна.
- И ты — не норма?
- Знаешь, я все время говорю: "Почему это я ненормальная?" (Общий смех.) Как я могу себя оценивать со стороны?
- Если я попрошу тебя сейчас сказать о себе что-то хорошее, что ты скажешь?
-
Я хорошо отношусь к людям. Я вежливая. Терпеливая. (С иронией.) И рядом со мной все, знаешь... начинают как-то обостренно за собой следить. Даже монтажер мой, с которым я фильм монтирую, сел на диету. Говорит: рядом с тобой хочется носить костюм, худеть.
- Рената, судя по твоим словам, ты многое поняла о любви. Можешь посоветовать, как распознать настоящее чувство по отношению к себе?
- Человек, который вас полюбит, будет вас щадить, будет вами восхищаться. Он не будет жадным по отношению к вам, никогда не будет от вас скрывать деньги, никогда не будет на вас экономить. Он будет делать вам какие-то роскошные, может быть, даже не по средствам подарки. Тот, кто в вас влюблен, обязательно должен вас повезти в Париж. Сколько встречаю девушек, которые никогда не были здесь! И спрашиваю: ну а вот эти ваши молодые люди, чем они вас награждают? И они мне показывают жалкое колечко уродливое с тремя обломками. Или висючее сердечко омерзительного вида. И я думаю: боже, ну что же они такие дураки? Что может быть прекраснее Парижа?..
И еще я думаю, что свое надо ждать, не надо компромиссничать. Человек ведь даже может взять себя в руки и произнести вот эти самые важные слова. И даже вы можете пожениться, и у вас даже может быть общий ребенок — и это окажется все неважно, если это нелюбовь. Когда встретится любовь, все вопросы отпадут.
- Тебе она после развода встретилась?
-
Это очень личный вопрос. Я хочу еще посоветовать вот какую вещь: если у вас, например, что-то такое появится, ценное и дорогое, никогда не произносите это на воздух. Это очень сильно отмщается. Если есть какой-то суд, то он вас за это накажет.
Читайте также:
- Эдвин Мартон - скрипач с другой планеты
- Ирина Лобачева: "Я замороженная!"
- Но ты же комментировала свой брак, хотя и скупо. Жалеешь об этом?
- Нет. Это был опыт такой. Мне вообще кажется... (Задумывается.) Что это все было какое-то ненастоящее. Как в бумажном доме проживала... Ладно. Все участники этих событий живы, и не будем наносить им ножевых ранений. Бродский вот завещал 50 лет не писать о нем никаких мемуаров. Но все друзья тут же написали. Вот и верь после этого в дружбу. Все же говорят, что дружба дороже, чем любовь. А я говорю тебе, что нет ничего дороже любви. Все, кто мне что-то гундосит про дружбу, просто не знают, что такое любовь.
- А социальное равенство в партнерских отношениях обязательно?
- Да. Если человек ниже — по образованию, по доходам, по среде, из которой он выполз, а ты на него нарвалась — ты знаешь, низшее победит высшее, он тебя утащит на свой уровень.
- Ты уже делишься с дочкой своими взглядами на жизнь?
- Да, я комментирую. Я ненавижу этих куриц, домохозяек, которые не работают, сидят на шее. Я говорю, что надо учиться, надо работать над собой. У нее весь день расписан.
- Как шестилетний ребенок работает над собой?
- Нравится посещать художественную школу. Ходит к ней учитель по балету, но вот тут, конечно, у нее бывают моменты сопротивления, особенно когда начинаются растяжки. Я ей говорю: ну посмотри, какая я сутулая. Она мне уже выдает, конечно. Они втроем с подружками выбрали себе мальчика какого-то. На тихий час ее положили в его кровать, ну то есть туда, где его место было. И она мне такая сообщает: "В постели подонка очень уютно, а в сердце подонка совсем неуютно". Я аж, помню, что-то выронила.
- Где это она нашла такое?
-
Откуда я знаю! Я после этих слов побежала сразу смотреть на него. Просто маленький мальчик, обычный, который не понимает, чего они к нему так пристали.