Языческое божество, персонаж сказок и старославянского фольклора – образ современного Деда Мороза пережил множество трансформаций, приобретя в итоге ореол волшебства. Жестокое языческое божество, персонаж сказок и старославянского фольклора – образ современного Деда Мороза за десять веков пережил множество трансформаций, приобретя в итоге ореол волшебства. Историки утверждают, что образ Деда Мороза мог возникнуть только там, где холодная зима и длинная ночь. Если углубиться в исследования ученых, то можно обнаружить, что многие из них сходятся во мнении, что образ Старца Севера возник на территории северо-восточной Вологодчины – территории славянских племен. Обращаясь к мифологическому наследию русичей, мы находим множество языческих богов, которые могли бы стать прообразами Деда Мороза. Например, бог Позвизд , отвечающий за бури и непогоду. Старославянские легенды гласят, что стоило ему только тряхнуть головой, как на землю обрушивался град. Сопровождаемый своей свитой – вихрями и ураганами, бродил он по свету в плаще, сотканном из ветров, а с полы его одежды хлопьями падал снег. Среди зимних божеств выделялся также Зимник , который представлял собой старика маленького роста с белыми волосами и седой бородой. Одет он был в теплый длинный плащ, в руках держал железную булаву. Славяне боялись Зимника, потому что были уверены, что там, где он ступит, будет страшный мороз. Свирепостью отличался злой дух, сокращающий жизнь, – Карачун. Славяне считали его богом подземного царства, распоряжавшимся морозами. Первоначально в силу своих языческих традиций древние славяне относились к Деду Морозу с опаской, считая его злым и жестоким духом. По легендам, он принимал жертвоприношения и воровал детей, унося их в мешке. О беспощадности Старца Севера повествует поэма Некрасова "Мороз, Красный нос" , в которой Мороз хладнокровно расправляется с молодой крестьянкой, оставляя ее маленьких детей сиротами.В XIX веке однозначного отношения к Морозу не было, хотя его образ стал несколько сглаживаться. В поэзии для детей зарождался положительный двойник зловредного зимнего духа, насылающего на людей вихри и стужу. В сказке Владимира Одоевского "Мороз Иванович" впервые была представлена литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза, где он был изображен седым добродушным стариком. С волос Мороза Ивановича сыпался иней, спал он на перине из пушистого снега, а жил в ледяной избе. Так постепенно собирательный образ Деда Мороза менялся. Под влиянием православных традиций и художественно-литературных исканий русских писателей из сурового бога, повелевающего бурями и ветрами, он превращался в доброго деда, который одаривал детишек подарками. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился и вышел в тираж. Его стали использовать в качестве рисунков на новогодних игрушках, мастерить фигурки Дедов Морозов и ставить их под елки. Но в середине 1920-х годов в Союзе началась антирелигиозная кампания, которая превратила елку и Деда Мороза в "религиозный хлам". В конце 1935 года соратник Сталина Павел Постышев напечатал в газете "Правда" статью, в которой предложил повсеместно организовывать для детей празднование Нового года. Тогда-то Мороз был полностью восстановлен в правах, и его обличения прекратились. Кукла на витринах, персонаж сказок, главный герой новогодних кинолент и долгожданный гость на детских утренниках, Дед Мороз стал символом Нового года. Во время войны его образ широко использовали в целях патриотической пропаганды : Дед Мороз, прогоняющий фашистов, или Дед Мороз, напоминающий Сталина, который держит в руках мешок с оружием. Что же говорить о традиционном ритуале коллективных елок, который соблюдался на всей территории СССР от Москвы до Якутска. Сегодня добрый Дедушка Мороз – настоящий новогодний фетиш, который с 1999 года официально проживает в Великом Устюге в Вологодской области и получает каждый год десятки тысяч писем от детей со всех уголков нашей страны.