Нина Курпякова о выставке «Фрида Кало. Ожившие полотна»
я выбрал вместо рекламы.
Недавно Нина побывала на выставке «Фрида Кало. Ожившие полотна» в Москве, о чем рассказала в новой статье для нашего портала.
«Выставка Фриды Кало», — думала я с замиранием сердца, застряв в пробке по направлению к DI TELEGRAF и зажав в руке пригласительный! Являясь страстной поклонницей мексиканской художницы, я была счастлива! Работы Фриды Кало завораживают! Ее картины, наполненные бешеной энергетикой, ее страшная, полная боли, похожая на художественный роман биография, ее политические убеждения — все это чрезмерно много для одной такой короткой жизни! Слишком много для земного человека, но не для гения!
Войдя в арт-пространство, я была слегка разочарована — никаких подлинников картин выставлено не было! Зато, миновав кирпичное помещение, густо увешанное фотографиями Фриды и ее близких, я попала в темную комнату, где по принципу шатра по кругу плывут изображения картин Кало. Мультимедийное действие происходит под музыку Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта». Создатели выставки дополнили анимацией проекцию полотен: капельки слез, катящиеся из глаз автопортрета, стрелы, летящие в оленя, обезьянка, раскрывающая свои большие глаза — все это достаточно спорно по отношению к великому наследию. Картины Фриды Кало — это законченные произведения, наполненные ее собственной реальностью, и привносить в них какие-либо новшества не имеет никакого смысла. На экране также всплывают и самые известные цитаты мексиканки: «Искусство — аналог крови в социальном организме человечества», «В моей жизни были две тяжелые катастрофы: одна — когда в меня въехал трамвай, а вторая — это Диего» (Диего Риверо — художник, муж Фриды Кало), «Надеюсь, моя смерть будет удачной, и я никогда не вернусь…».
Когда я впервые столкнулась с творчеством художницы, то была потрясена неожиданным феноменом: все болезненные состояния человеческих переживаний (ревность, отчаяние, страдание) написаны ею не в темной гамме, а в ярких, порой кричащих цветах и оттенках, которые, переплетаясь между собой, создают некий танец. Конечно, я делюсь лишь своим собственным восприятием ее картин, но я убеждена: ее полотна сами по себе не статичны, они не замерли, они дышат! Уникальность ее работ состоит для меня также в том, что через призму ее работ возможно по-другому взглянуть и на свою собственную жизнь, переосмыслить свой подход ко многим вещам.
Ее невероятный талант пропитан каждодневной пыткой, какой было для нее существование в этом мире. Женщина, выжившая после страшной аварии, перенесшая множество операций, которой каждое движение приносило невыносимые страдания, всю жизнь любившая того, кого любить невозможно, получая взамен только душевную боль от постоянных измен супруга, перенесла все это на холст, не задумываясь, что миллионы потомков будут восхвалять ее имя и восхищаться ее письмом.
Задумывались ли вы, что почти всегда гениальный человек, оставивший после себя шедевры, почитаемые миллионами, страдал при жизни? Гениям поклоняются, их превозносят, ими восхищаются и на них стремятся быть похожими! Мы ставим их в пример детям, показывая, чего человек должен достичь в идеале, к чему надо стремиться всеми силами! Но стоит ли все это тех страданий, которыми было наполнено их существование? Стоит ли такой непревзойденный талант счастливой человеческой жизни, которая стоит на чаше весов? Или мировой культуре необходимы такие люди-жертвы, идущие на наказание во имя мировой культуры? Возможно, лучше жить тихо и незаметно, но спокойно и умиротворенно?