Опубликовано 06 апреля 2006, 04:00

Николай Дроздов: «Путешествие по Интернету для меня экзотика»

Когда мы встретились с Николаем Николаевичем, я с восторгом начала его благодарить за добрую программу, за удивительные истории, за то, что и сейчас «позывные» «мира животных» возвращают в детство.
Николай Дроздов: «Путешествие по Интернету для меня экзотика»
Николай Дроздов: «Путешествие по Интернету для меня экзотика»

Николай Дроздов: «Путешествие по Интернету для меня экзотика»

Когда мы встретились с Николаем Николаевичем, я с восторгом начала его благодарить за добрую программу, за удивительные истории, за то, что и сейчас «позывные» «мира животных» возвращают в детство. Мэтр благосклонно посмотрел на меня и устало сказал: «Да ладно вам!» И улыбнулся своей неизменной улыбкой.

– Николай Николаевич, как бы вы ни скромничали, но я уверена, что большая часть современных биологов выбрала свою специальность именно благодаря программе «В мире животных». А в вашей семье кто-то унаследовал любовь к природе?
– Конечно, но никто не пошел по моим стопам. Старшая дочь закончила МГУ, она географ, занимается туризмом. Младшая сейчас занята воспитанием сына. Внуку Ларику всего два года, но он явно больше интересуется машинами, чем животными.

– В телестудии, на фотографиях вы всегда с какими-то животными. А кто живет у вас дома?
– Сейчас уже никого. Раньше были собаки, змеи и много кого другого. Но потом всех раздал, потому что меня дома не бывает, а вешать ответственность за живых существ на своих домашних не имею права. Это неприлично. Все же заняты своими делами. Животных надо заводить для удовольствия, для души. И надо иметь время, чтобы это удовольствие получать. А заводить, к примеру, породистую собаку из-за престижа не стоит.

– Когда вы поняли, что природа и есть дело вашей жизни?
– Родители очень боялись, что мы с братом заболеем туберкулезом и круглогодично снимали дачу под Москвой. Мы даже учились в сельской школе. Отец (профессор органической химии, доктор химических наук) интересовался ботаникой, зоологией, астрономией, фенологией. Он рисовал нам разные схемы, таблицы, планеты, космические корабли, даже учил латыни. Я уже в 6 лет мог читать книги на латинском языке. Он часто водил нас в походы, мы собирали гербарии, проводили археологические раскопки, наблюдали за птицами и животными, учились замечать малейшие изменения в природе. Природа нам за бережное к ней отношение и внимание часто делала подарки. Например, весной, когда река разливалась, мост через реку разбирали, и мы не могли ходить на противоположный берег в школу. Получались незапланированные каникулы.

– Детство прошло, вы поступили в университет, закончили его, защитили диссертацию, пришли на телевидение… но параллельно была же и личная жизнь. Как вы познакомились со своей женой?
– Далеко ходить не пришлось. Мы ехали в лифте каждый к себе домой. Таня жила на пятом этаже, а я на седьмом. В какую-то из совместных поездок мы разговорились, оказалось, она печатает на машинке. Я попросил ее что-то напечатать. Она пришла ко мне домой, и уже 28 лет мы вместе.

- Есть секрет долговечности супружеского счастья?
Очень простой: любить друг друга. А уж что это такое – любовь – каждый постигает сам.

– Говорят, понять любовь невозможно, потому что это от Бога…
– Я не верю в Бога, но знаю, что Он есть. Доказать отсутствие Бога так же невозможно, как доказать Его присутствие. Но для каждого лично существуют какие-то случаи из жизни, свои знаки, которые доказывают, что Бог есть.

– Может, покажусь несколько странной, но ощущения сложились из телетрансляций и бесед с непосредственными участниками событий. Мне показалось, что некоторые ситуации в шоу «Последний герой» можно отнести именно к тем самым, что доказывают существование Бога. Как вам жилось на острове?
– Я очень благодарен, что меня пригласили в этот проект! Хотя первый раз я отказывался и сомневался, но потом понял, как это интересно! А уж как полезно для организма! Я до «Героя» весил 100 кг, осталось только 83. Стараюсь и сейчас держать форму.

– Ощущали, что вы для молодых участников кумир, почти что идол?
– Конечно, нет! Мы все жили одной командой. Но я чувствовал, что старше, опытней и старался помогать ребятам, а уходил из игры пораньше, чтобы дать возможность выйти в финал и победить молодым. Когда на одном из последних испытаний надо было решить, кто из нас троих – я, Ксюша Ларина или Джем – должен покинуть остров, я самоустранился. А как иначе? Ведь всю жизнь я был президентом ассоциации дружбы с народами Африки и поэтому обидеть Джема не мог. И Ксюша хотела тоже остаться. Им победа важнее.

– Вы прониклись уважением к молодому поколению?
– Безусловно! Каждый раскрыл свою сущность, естество. И это не всегда соответствовало общепринятым представлениям.

– Многие дивились вашему союзу с Децелом…
– Друзья говорят, что я укротил его. Они считают Кирилла Долмацкого диковатым, но мне он показался милым ребенком. Мы с ним нашли общий язык. Кирилл Александрович проникся ко мне уважением и даже был готов ходить со мной на охоту. Я как-то просто предложил ему: «А давайте-ка, Кирилл Александрович, сходим ночью, половим чего-нибудь…» Одному мне было тяжело и неудобно: пока я свечу на лягушку фонариком, она сидит, а когда подкрадываюсь к ней, отскакивает. У нас был свой порядок действий: Кирилл стоит на месте и светит на лягушку фонариком. Она обалдевает, а я подхожу и ловлю.

– Уж не те ли это были лягушки, которыми потом племя отравилось?
– Те. Но мы же отравились первыми! Лягушки-то были вполне съедобные, готовка неудачная. У них очень ядовитая шкура, к тому же она плохо снимается, и, видимо, когда мы ее снимали, яд попал на мясо. Долмацкий – большой кулинар, он тщательно и вкусно готовит, а тут вот ошибка вышла. Но справедливости ради замечу, что помимо этих дурацких лягушек мы наловили много чего вкусного и полезного.

Ходят легенды о способностях Николая Николаевича находить общий язык с животными. Вот одна из них. В далекой-далекой Индии, куда не ступала нога человека, а только туристов-экстремалов, есть полудикий слон. Он купает туристов: обрызгивает их хоботом из реки. Полное впечатление, что он, как человек, выполняет нудную и нелюбимую работу. Дроздов что-то шепнул слону, почесал за ухом. И как любовно его купал слон! Так что любовь людская вовсе не удивительна.

– Николай Николаевич, с марта ваша программа стала выходить на канале «Домашний». Почему именно этот канал?
– Мне хотелось поучаствовать в оригинальной программе. Сейчас на одном канале программу ведет мой ученик Иван Затевахин, на другом сын моего друга Дима Баженов. Не хотелось, чтобы сравнивали. «Домашний» - канал для всей семьи. У нас одна из самых добрых и семейных передач на телевидении. По-моему, мы очень подходим друг другу.

– Что-то изменится в программе?
– Зачем?! «В мире животных» останется такой же: та же заставка, та же музыка, те же темы. Редакторы придумали несколько новых интересных страничек. Например, телемост с московским зоопарком. Из студии мы будем задавать вопросы, узнавать новости. Обязательно будут дикие животные. Мы пригласим ветеринара, который лечит не только кошек и собак, а змей, черепашек, делает им УЗИ, прочие исследования. Я же, как и прежде, буду отвечать за интересных собеседников-ученых.

– Выезжать на дикую природу будете?
– Обязательно, сто процентов! Но… все может случится, да и мой возраст. Хотя я недавно был на спектакле в театре Российской Армии «Человек из Ламанча». Главную роль играет Владимир Михайлович Зельдин. После спектакля он сказал: «Со стороны главного режиссера утверждение 90-летнего человека на главную роль было рискованным делом! И я благодарен ему за это!» Вот и я в таких случаях всегда рассказываю одну историю из жизни. Однажды мы летели на самолете арабской авиакомпании. Проводник объявил: «Мы летим на такой-то высоте и, если будет угодно Аллаху, через 15 минут приземлимся». Я спросил у своего соседа-араба: «А причем здесь аллах?» – «На нашем языке это форма будущего времени», – ответил он. Так вот и я вам отвечу: «Бог даст, будем снимать!»

– В какую страну вы хотели бы попасть?
– Я все время хочу пропасть туда, где уже был. Хочется посмотреть все подробней. Очень люблю Танзанию в Африке, Австралию.

– Объездив полмира и изведав самые потаенные уголки планеты, вы наверняка уже освоили и другой мир, не менее интересный и познавательный – Интернет.
– О, я пока только учусь им пользоваться. Сейчас создали интернет-журнал нашей программы, начинаю его читать, но что-то с трудом получается. Пока путешествие по Интернету для меня экзотика. Но… все впереди!