Люк Бессон: «Я завидую свободе дельфинов»
В детстве знаменитый режиссер изучал жизнь дельфинов и мечтал стать биологом. Его планам помешал несчастный случай. Однако и сейчас, устав от суеты, он уезжает к морю – плавать со своими любимыми дельфинами…
Люк Бессон родился 18 марта 1959 года в Париже. Но рос он не в столице: его родители были инструкторами-аквалангистами и много ездили по миру. Райские места, где они работали, пробудили в Люке страсть к воде: он занялся дайвингом. Восьмилетнему мальчику открылись все красоты морских глубин. Однако это не такое уж безопасное занятие, и в 17 лет Люк был вынужден распрощаться с любимым делом – во время одного из погружений он наплыл на воздушный пузырь и чуть не лишился зрения.
Долго сидеть без дела Бессон не стал и направил свои силы на развитие другого таланта – писательского. Его рассказы – немного заковыристые и всегда мистические. Например, один из них описывает борьбу воплощенного Зла и человека будущего, нашедшего «пятый элемент». Эти его идеи воплотились в фотографиях, а впоследствии и в кино.
Свои работы Бессон пытался пристроить на киностудию в качестве сценариев, но успех пришел не сразу. После нескольких неудачных попыток он отправился в Голливуд – там его приняли, но… на бумажную работу. Конечно, это не то, о чем он мечтал, но зато на родине в своем резюме Бессон отныне смело мог писать, что работал в киноиндустрии.
Свой путь будущий известный режиссер продолжил на одной из французских киностудий в качестве ассистента режиссера. Там он познакомился с Жаном Рено, который стал его ближайшим другом и любимым актером. В 1983 году вышел первый фильм Бессона «Последняя битва» с Жаном Рено в главной роли, получивший Гран-при на фестивале кино в Авориазе. Через два года Бессон снял свою знаменитую «Подземку», а мировую славу ему принесли боевики «Ее звали Никита» и «Леон», который был сделан уже в Голливуде.
Несмотря на успех у зрителей, пресса отзывалась о Бессоне далеко не всегда доброжелательно. Он отвечал ей взаимностью… Однако невзирая на критику, режиссер решился наконец снять фильм по своему давнему сценарию. «Пятый элемент» – гигантский проект и… гигантский успех! Еще одна работа режиссера получает приз, но теперь уже на Каннском кинофестивале.
28 августа 2004 года Люк Бессон женился на кинопродюсере Вирджинии Силла. У супругов растут две дочери, 3 лет и 15 месяцев. Скорее всего, именно их появление на свет навело режиссера на мысль писать книги для детей. И конечно же, приключения мальчика Артура – это столь любимая Бессоном фантастика!
– Однажды вы сказали, что снимете 10 фильмов и на этом остановитесь. Ваше решение не изменилось?
– Нет. Мне надоело снимать фильмы, сейчас мне интереснее их продюсировать. Я продюсирую по 3–4 фильма в год. Не хочется становиться одним из тех режиссеров, которых я очень люблю, но которые не могут остановиться. Они сделали шесть отличных фильмов, а остальные уже не так хороши, но они все равно продолжают снимать…
Люди развиваются. Когда им есть, что сказать, они это говорят, но когда все уже сказано, надо сказать себе: «Стоп!»
– Как вы поняли, что вы хороший режиссер?
– Ну уж точно я узнал об этом не из прессы. Вообще, я не могу судить, насколько я хороший режиссер. Это очень субъективно. Но я вижу некий прогресс. Теперь мне стало проще работать с актерами, я им больше доверяю, чувствую себя спокойнее на съемочной площадке. Я больше не боюсь камеры. А современные компьютерные технологии очень помогают. Каждый новый фильм становится все лучше и лучше.
– Критики не однозначно оценивают ваше творчество. Как вы к этому относитесь?
– Я делаю фильмы для людей, так какая разница, что говорят критики? Я вообще не понимаю, как эти люди могут учить меня, что мне делать. Когда человек приходит в кинотеатр, а там крутят шесть фильмов, он выбирает ту или иную картину просто потому, что он так хочет. И это правильно.
Я всегда очень переживаю за успех своих картин. Хорошо, когда зрители выходят и говорят: «Да, это отличный фильм!» Не хочу разочаровывать людей, которые смотрят мои картины, ну а критики… Они пишут то, за что им платят.
– Фильм «Пятый элемент» вы придумали еще в 16 лет. Как вам удалось донести эту идею до зрителя?
– На самом деле все очень просто. Я жил в деревне. Ближайший город был в 11 километрах от меня, а до Парижа – еще 65 километров. Вокруг ни театров, ни кино. Мне ничего не оставалось, кроме как создать свой собственный мир.
– Вы плаваете с дельфинами… После окончания режиссерской карьеры не собираетесь уехать к морю?
– Не думаю. Вот вы идете по пляжу, видите самый райский уголок мира и думаете: «Здесь я бы построил отель». А можно ведь просто приезжать туда время от времени. Вообще я завидую свободе дельфинов. Они и правда короли моря и настоящие странники. Когда рыба видит дельфина, она пугается до смерти. Но что касается окружающей их природы – они никогда не испортят ее. Им не нужно что-то строить, чтобы быть счастливыми. Они играют, едят, спят, продолжают род. И все. Примерно раз в два года я езжу плавать с дельфинами. Мне этого достаточно. Я не буду строить отелей рядом с морем.