«Кино стало затейливее». МЫСЛИ ВСЛУХ Сергея Шолохова
Сергей Шолохов, 51 год
Журналист, телеведущий, кинокритик
Вначале было «Пятое колесо». Я отвечал там за выпуски, ориентированные на зрелищные искусства – кино, театр, и за разного рода парадоксальные истории. Затем внутри «Пятого колеса», которое катилось себе примерно три года, возник «Тихий дом». Собственно, один из последних выпусков «Колеса» и стал «Тихим домом».
«Ленин – гриб» – это было условное название передачи. Экранизация первой главы первой части первого тома моего собственного собрания сочинений под названием «Тихий дом». Я решил не тратить время на написание романов, а прямо приступил к экранизации.
Кинофестивали пишут историю кино. На фестивалях я занимаюсь не показом тусовок, а перелистываю страницы истории! И делаю происходящие события доступными нашему зрителю – Канны, Венеция, Берлин. Но и своих мы не забываем. Так, в этом году мы создали программу, посвященную юбилейному 20-му «Кинотавру».
Сюжеты про вечеринки я делал лет десять назад. Сейчас не до того. Когда у меня на Кейджа полторы минуты, отбирать хронометраж у него и заполнять каким-то информационным мусором совершенно не хочется.
Московский кинофестиваль я не трогаю. Первый канал представляет вниманию зрителей открытие, закрытие и дневники, которые фестиваль производит сам в ежедневном формате.
Что касается больших фестивалей , на них я оттачиваю свое телевизионное мастерство. (Смеется.) Это наше совместное с каналом решение.
На заре туманной юности , еще работая в «Пятом колесе», я занимался кинопутешествиями. Ездил с фестиваля на фестиваль, делал о них сюжеты. Сейчас посещать какие-то фестивали в Гонолулу мне уже не солидно.
Есть фестивали телевизионного формата , где во множестве принимают участие первые лица мира кино, звезды мирового масштаба. Есть новые фестивали, которые еще не являются телевизионно интересными, но любопытны мне как бумажному журналисту. Например, сейчас я собираюсь поехать на Римский кинофестиваль.
Сегодняшнее кино стало затейливее. Однако больших, могучих фильмов становится все меньше и меньше. Таких, которые бы за душу хватали. Вроде «Титаника», где Лео ди Каприо – прекрасный принц, о котором мечтает все человечество.
На 66-м Венецианском фестивале было представлено много забавных картин, которые наверняка будут интересны публике. Но там не показали ничего такого «с ума сойти!». Обычные добротные фильмы. «Плохой лейтенант» с Николасом Кейджем. За его персонажем очень забавно следить: он постоянно на коксе. Не совсем понятно, в фокусе он в определенный момент или в расфокусе. Иногда ему мерещатся разноцветные ящерицы, перебегающие дорогу.
Хорош фильм с Джорджем Клуни. «Люди, смотрящие на коз». И, несомненно, прекрасен фильм с Мэттом Дэймоном. Мэтт в очередной раз доказал, что он – отличный актер. Сперва казалось: обаяние молодости пройдет и на нем можно будет поставить крест. Ан нет! Мэтт великолепно играет характерные роли и держит кадр в течение всего фильма.
Во второй по значимости программе фестиваля участвовал интересный телеальманах «Короткое замыкание» от наших молодых режиссеров. Так называемых режиссеров новой волны. Этот фильм – манифест нынешней меланхолической режиссуры. Потому что новая волна у нас очень меланхолическая, печальная.
Есть сегодня в российском кинематографе и режиссеры-весельчаки, пытающиеся шутить. Но их становится все меньше. Разве что сейчас выступил с дебютом Илья Демичев. Фильм «Какраки» забавный, обхохочешься, такая добротная мелодрама. Однако счастливого конца не предвидится. Зато взяли на фестиваль, ведь с хеппи-эндом на фестивали не берут.
Мне нравится и большое кино, и камерные истории. Люблю последние фильмы Александра Сокурова, но не отрицаю и картины Тимура Бекмамбетова, которые доказывают, что ведь и наши умеют!
Мне близок и Алексей Герман-старший , который десять лет назад в Чехии начал снимать историю по Стругацким «Трудно быть богом». Однако скоро Алексея опередит Сокуров с его «Фаустом» в тех же замках Чехии. И он не десять лет это будет делать.
Алексей Герман-младший кажется одним из перспективных молодых режиссеров нашего времени. На него хорошее влияние оказала семья – традиции, стилистика отца. Все это не ушло в корзину, а действует. Как искусство гжели передается по наследству от отца к сыну, так и здесь.
Фильм Алексея «Бумажный солдат» – самое интересное кинособытие последнего времени. Хотя я не поражен в сердце, а оцениваю работу умом. Сердечных побед у нашего кинематографа, на мой взгляд, что-то давно не было.
По всей видимости, прокатчики от ужаса пустых залов гонят в кинотеатрах что-то совершенно беспроигрышное, типа «Суррогатов» с Брюсом Уиллисом. На что точно пойдет народ. Но в то же время есть кинотеатры, у которых очень тонкая политика. Есть залы, где можно посмотреть фестивальное кино.
Зритель идет на громкие имена актеров. Для знатоков кино тоже понятно, что Брэд Питт сниматься где попало не будет. То есть «Бесславных ублюдков» Тарантино надо смотреть. Понятно, что Мэтт Дэймон – также залог качественного кино. Джонни Депп и, конечно, Леонардо ди Каприо, который «намбер ван».
Лично я предпочитаю характерных актеров , а не романтических. Правда, сейчас я и не припомню романтических. В последнее время мне нравится творчество Миши Ефремова. Что-то я на него запал!
Если говорить об актрисах , с удовольствием хочу отметить хороший старт Лизы Боярской. У нее все очень удачно получается. На мой взгляд, Лиза – открытие последнего времени.
«Ирония судьбы, или С легким паром – 2» – ремейк Эльдара Рязанова. Именно там Лиза зацепила меня впервые. Да и фильм хороший.
В телевизор я иногда поглядываю. Мне очень нравятся «Прожекторпэрисхилтон» и «Большая разница». Почему именно они? Новость, изложенная в таком виде, усваивается гораздо лучше. К тому же парни импровизируют, а это всегда приятно.
Я присутствовал на «Прожекторе», то есть знаком с кухней проекта. Перед ребятами на столах лежат сценарии, но они туда даже не смотрят. То есть произносят какие-то заведомо подчеркнутые редакторами цитаты из газет – и все. В остальном – импровизация!
Очень люблю читать! Сейчас у меня две настольные книги. Одна – «Путешествие человека в те времена, когда путешествия доставляли удовольствие» на английском языке. Я люблю подобную литературу, когда передо мной предстает некий исторический пласт и когда путешествия описываются до мельчайших подробностей. Вторая книга – «Былое и думы» Герцена. Уже страниц пятьдесят прочитал.
Обожаю посещать рестораны. У меня все встречи в ресторанах проходят. Однако поесть дома тоже люблю. Иногда даже сам готовлю; единственное блюдо, которое мне удается, – овощное рагу.
Фото: Анна Симоянова, Fotobank