5 лайфхаков профессиональной съемки на смартфон от Ирины Мироновой
Знать, чтобы сниматьСегодня у нас в кармане помещается не просто будильник, часы, диктофон, калькулятор и мессенджеры, но и целое киносъемочное оборудование. Одни возразят, что это не профессиональная аппаратура, красивые снимки на смартфон — не более чем рекламный ход со стороны их производителей. Другие скажут: чтобы снимать, нужен талант. Но нет, уверенно заявляем, что одного телефона вам более чем достаточно!
Режиссер-клипмейкер Ирина Миронова всегда опережала свое время. Виртуозного владения стандартными приемами ей всегда было недостаточно — она искала новые, революционные решения и стала первой в России, кто снял официальное музыкальное видео на мобильный телефон.
Ирина — настоящий амбассадор клипмейкинга. Она убеждена, что входным порогом на съемочную площадку является желание. Стать профи может каждый — для воплощения этой идеи в декабре 2020 года знаменитый режиссер создала собственную авторскую школу MIRONOVA online SCHOOL, в которой делится секретами профессии.
Специально для WMJ.ru Ирина подготовила пять ключевых советов по видеосъемке на мобильный телефон.
Подготовка к съемкам: сценарий и раскадровка
Включить телефон и нажать на кнопку недостаточно, хотя, конечно, есть блогеры, которые прославились незамысловатыми видео с фронтальной камеры. В числе таких счастливчиков пародисты, вокалисты, обладатели уникальной мимики, необычного тембра голоса, особенной внешности. Все же это ниша не для всех. Даже самый простой флешмоб с лабиринтом для кошки и собаки станет интереснее, если снять его нетривиально: правильно выбрать ракурс, подумать о цветовой гамме или смонтировать в обратном порядке. Даже в, казалось бы, совсем бесхитростных, но ставших популярными видео с танцами и переодеваниями зачастую прослеживается выверенная драматургия. Советую не пренебрегать сценарием и сделать хотя бы набросок сюжета, последовательности кадров. Импровизация — хорошо, а четкий план гораздо лучше, особенно для новичков.
Можно пойти дальше — нарисовать раскадровку, чтобы объяснить пусть даже самому себе, где стоит камера и находятся герои, что еще присутствует в кадре. Мастерство художника не нужно, объекты обозначим схематично. Главное — сам кадр: композиция и построение мизансцены. Для особо дотошных советую прописать таймлайн и выстроить четкий хронометраж. При такой кропотливой подготовке станет гораздо проще монтировать отснятый материал. Даже если склеек нет, внутрикадровый монтаж тоже требует проработки, причем иногда еще более тщательной.
Продумайте все, от костюмов до реквизита, заранее. Используйте для съемки доступные подручные средства. Сценарий должен быть реалистичным в производстве, а не излишне амбициозным. Подход в духе «Сниму-ка я «Фаворитку» или «Серебряные коньки» с одного дубля за минуту и без опыта» обречен на провал. Исторические сюжеты, трюки, видео с животными сложнее всего для съемки. В начале пути это может быть ни к чему: только отобьет мотивацию, лишив возможности развиваться поступательно. К примеру, блогер BadComedian для своих кинообзоров использует любые доступные подручные средства, например муку, продукты и пр., и получается органично. Юрий Дудь, Ирина Шихман и прочие журналисты-блогеры задали тренд на текстовые подписи, субтитры в видео, которые не столь трудоемкие, но значительно упрощают восприятие.
Подбор площадок и поиск целевой аудитории
Кому, для чего, по какому каналу передавать информацию — это одно из ключевых правил маркетинга, которое отлично применяется во всех сферах. Быстрый или медленный ритм, доступный язык либо сложный технический профессиональный сленг, юмор или серьезность — выбор зависит прежде всего не от темы, а от целевой аудитории. Подумайте, на какой площадке вы будете размещать видео: подход охватить все и вся не работает в современном сегментированном мире. При этом у каждой платформы есть свои технические требования по хронометражу и другим параметрам и свои тренды. Документальный формат и видеообзоры зайдут прежде всего на YouTube, вайны в TikTok, а лайфстайл-контент в Instagram.
Проведите анализ платформы — отберите десяток популярных на ней блогеров, проследите за их фишками. Не снимайте, просто чтобы снять, — объем и длительность не важны, главное — содержание. Долго раскачиваться все же не советую — по данным исследований, для удержания и привлечения зрителей сейчас достаточно от 8 до 20 секунд. Этого времени хватает, чтобы понять, интересен ли контент.
Наберитесь терпения: делайте несколько дублей
Залог успеха — дисциплина и методичность: снимайте несколько дублей, разные крупности и ракурсы. Материала должно хватить для монтажа, выбора удачных кадров и отсева брака. Даже в отлично выстроенном кадре что-то может пойти не так: звуки ремонта у соседей, неловкое движение на заднем плане. Понимаю, что во время съемок, особенно первых, охватывает кураж и не терпится все сделать сразу. Однако советую замедлиться и работать тщательнее, чтобы в итоге не остаться без материала.
Иначе может получиться как у анекдотических модниц — весь шкаф забит и нечего надеть: вся память телефона занята, а нечего публиковать. Еще одна деталь — фиксируйте на фото общий план основных мест съемки, декораций, расположение реквизита, чтобы в случае пересъемки можно было восстановить антураж.
Не пренебрегайте техническими нюансами
Трясущиеся руки видео не красят. Одно дело нервная камера в арт-хаус фильмах типа «Необратимости» Гаспара Ноэ, и совсем другое — нелепая бытовая съемка. Например, бабушка снимает, как внучка идет в первый класс, опуская камеру и показывая ноги, отрезая головы, камера трясется, изображение плывет. Хотя момент и памятный, пересматривать такое вряд ли захочется.
Стабилизируйте изображение, держите телефон достаточно крепко или используйте мини-штатив, селфи-палку. Звук и свет очень важны — не зажимайте пальцем динамик, не стойте рядом с колонками, слишком далеко или близко, там где фонит или где неудачно легли тени. В случае с освещением даже элементарная «блогерская» кольцевая лампа из любого интернет-магазина способна исправить ситуацию.
Не забудьте про субтитры
Большинство смотрят видео без звука. Всем знакома ситуация — едешь в метро или сидишь на скучном совещании и листаешь ленту Facebook или Instagram. Далеко не все (читайте, никто!) смотрят смешные видео с котиками в тишине за письменным столом, не отвлекаясь на другие дела.
Потребление контента стихийно, происходит в разных ситуациях. Помогите вашему зрителю увидеть и понять вас, остановиться на вашем контенте в огромном суетливом потоке информации: используйте субтитры. Если вы планируете выход на международную аудиторию, например через Twitter или Reddit, подготовьте и англоязычный сопроводительный текст.
P. S. Главный совет — идите за вдохновением и не следуйте правилам. Но все же их надо знать — чтобы нарушать. В меру, конечно.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram!
Фото: пресс-служба