Опубликовано 20 апреля 2020, 10:00

«Темный рыцарь», «Железный человек», «Город грехов» и еще 5 культовых фильмов, основанных на комиксах

Традиционно считалось, что кинокомикс исключительно развлекательный формат, в котором не так важна история, как способ ее раскрытия на экране. В ход шли впечатляющие спецэффекты, хеппи-энды и доблестные герои, лишенные рефлексии. Новое время внесло свои коррективы в этот стереотип, и со страниц комиксов на большой экран перебрались герои совершенно другого толка. Мы собрали топ-8 самых нетипичных экранизаций комиксов, которые изменили представление об этом жанре.

«Темный рыцарь»

Вторая картина из трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене стала настоящей сенсацией в мире кино. Неожиданно для индустрии фильм, в основе которого был комикс (да еще и ранее экранизированный с меньшим успехом) стал одним из самых кассовых в 2008 году. Если «Бэтмен: Начало» талантливо, но еще сдержанно знакомил зрителей со вселенной Брюса Уэйна, то продолжение обрушилось на них со всей мощью.

Картинка приобрела более темные оттенки, стал мрачнее и главный герой картины, а в противовес его философским терзаниям о природе добра и зла выступил бесконтрольный и пугающий Джокер в исполнении Хита Леджера. Персонаж, над которым австралийский актер работал несколько месяцев, теперь по праву считается одним из лучших в истории кино — еще никогда герой в шутливом образе клоуна не пугал так сильно своей изощренностью и жестокостью (не берем в счет «Оно»). Самому Нолану удалось невероятное: создать кинокомикс, в котором впечатляющие взрывы и погони отошли на второй план, а сердцем истории стала ее сильная и убедительная драматургия.

«Железный человек»

Кадр из фильма «Железный человек»

Кадр из фильма «Железный человек»

Пока Нолан сделал большую революцию с комиксом DC, в том же году их главный конкурент, компания Marvel, готовила премьеру «Железного человека». Фильм отказался от мрачности Бэтмена, но не стал забывать и актуальной социальной составляющей — впечатленный спецэффектами зритель за два часа экранного времени успевал подумать и о важных вещах: классовом неравенстве, власти денег, соседстве военных действий с мирным временем.

Роберт Дауни — младший в образе Тони Старка выглядел настолько убедительно и обаятельно, что многие из его фраз мгновенно ушли в народ, а сам образ стал олицетворением финансовой состоятельности, подкрепленной моральными убеждениями. Успех фильма во многом определил появление франшизы о Мстителях — отряде супергероев, которые бесстрашно защищают Землю от внешнего врага. Картины стали рекордсменами бокс-офисов и полюбились фанатам по всему миру. Но кто знает, как сложилась бы судьба всей франшизы, не окажись персонаж Тони Старка настолько обаятельным?

«Константин: Повелитель тьмы»

Кадр из фильма «Константин: Повелитель тьмы»

Кадр из фильма «Константин: Повелитель тьмы»

После роли отчаянного спасителя всего человечества в трилогии «Матрица» Киану Ривз взялся за образ менее ответственного персонажа. Константин — пример героя, который при всех своих суперспособностях не рад тяжелой ноше и в глубине души мечтает, чтобы его просто оставили в покое. Если студийные боссы тревожно отнеслись к экранизации комикса с таким пессимистичным главным героем, зрители пришли от него в восторг.

В перерывах между общением с потусторонним миром Константин неустанно пьет и курит, а каждый новый вызов судьбы воспринимает исключительно в мрачных тонах. История несчастного, но смелого персонажа отозвалась в сердцах поклонников комикса, которые ждали появления на большом экране истории, с самого начала не сулящей ничего хорошего.

«Хранители»

Картина Зака Снайдера стала еще одним примером успешного кинокомикса, который рушил привычный канон. Главные герои «Хранителей» выступают на службе добра, но впервые мы видим, как внутри их объединения царит настоящий беспредел. Супергерои отныне не добросердечные персонажи с кристальной репутацией, а порочные и душевно слабые герои со своими скелетами в шкафу.

Лента стала настоящей сенсацией в 2009 году, а в 2019-м продолжилась одноименным сериалом. Кинематографистам стало очевидно, что зрители устали от ванильных супергероев. Едва ли не впервые в индустрии укрепилось мнение, что распутный персонаж в латексе равен отличным кассовым сборам.

«Джокер»

Кадр из фильма «Джокер»

Кадр из фильма «Джокер»

Эту позицию в 2019 году только укрепил фильм Тодда Филлипса. В его трактовке Джокер окончательно превратился в мрачного и безнадежного одиночку, который бросает вызов целому миру. Картина лишена привычных составляющих кинокомикса: нет захватывающих погонь, взрывов и громоздкого саундтрека за кадром. Перед зрителем раскрылась история героя-отшельника, а центральная тема ленты не банальная борьба с внешним врагом, а изучение «инаковости» центрального героя и стадий его безумия.

Хоакин Феникс получил за свою роль долгожданный «Оскар» (как и композитор Хильдур Гуднадоуттир), картина стала самой кассово успешной лентой с рейтингом R, а ее саундтрек запомнился не эпическими переходами, а рваным звучанием натянутых до предела струн, будто отражающим суть самого Джокера — печального одиночки, обретающего силу в хаосе.

«Люди в черном»

Кадр из фильма «Люди в черном»

Кадр из фильма «Люди в черном»

Если 2000-е заметно переосмыслили жанр комиксов, уведя их в более мрачную тональность, 90-е тяготели к комедии. «Люди в черном» стали примером удачного сочетания юмора и легкой научной фантастики: в кадре никаких сложных объяснений об устройстве невероятной альтернативной реальности с монстрами и пришельцами, но зритель не успевает передохнуть от череды впечатляющих сцен и шуток героя Уилла Смита.

Картина понравилась зрителям, которые уже мысленно готовились к миллениуму и хотели отвлечься от тяжелых ожиданий легким фильмом с торжествующим хеппи-эндом. Удивительно, но лента не утратила своей крутости даже 23 года спустя. И дело не только в развитии самой франшизы, но и в востребованности талантливых историй про парочку героев, которые в одиночку спасают мир от катастрофы.

«Жизнь Адель»

Кадр из фильма «Жизнь Адель»

Кадр из фильма «Жизнь Адель»

Картина тунисского режиссера Абделатифа Кешиша основана на графическом романе «Синий — самый теплый цвет». Фильм о надрывном романе двух девушек сумел не только восхитить зрителей своей откровенностью и чувственностью, но и создать необычный прецедент: впервые в истории Каннского фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» получил не режиссер, а исполнившие главные роли актрисы (Леа Сейду и Адель Экзаркопулос).

Индустрия кино знает немало красивых историй о первом чувстве неопытных героев, но «Жизнь Адель» вывела подобные ленты на качественно новый уровень. Фильм сбросил юношескую смазливость и попытался всмотреться в лицо более зрелой красоты — да, героини все так же юны, но первый любовный опыт оборачивается сильной внутренней драмой, которая оказалась более важной для молодого поколения зрителей. Поклонники оценили смелую манеру картины заходить на опасную территорию взрослых чувств, с которыми рано или поздно сталкивается любой подросток и которые нужно учиться проживать с достоинством.

«Город грехов»

Кадр из фильма «Город грехов»

Кадр из фильма «Город грехов»

Серия графических романов Фрэнка Миллера в среде поклонников жанра считалась неприкосновенным сокровищем. Режиссер Роберт Родригес подошел к проекту со всей аккуратностью — чтобы заинтересовать инвесторов, он снял небольшой ролик в стилистике будущего фильма (этот отрывок с Джошем Хартнеттом впоследствии стал началом ленты). Черно-белый кадр с готической атмосферой восхитил кинобоссов, истосковавшихся по рисковым проектам.

В итоге фильм собрал настоящий каст мечты (Брюс Уиллис, Микки Рурк, Джессика Альба, Карла Гуджино, Клайв Оуэн) и продемонстрировал впечатляющие сборы в мировом прокате. История аутсайдеров, сталкивающихся с разного рода проблемами в мрачном городе с непрекращающимся дождем, стала настоящим символом середины нулевых: люди пережили ожидаемый миллениум, но от предчувствия беды так до конца избавиться не сумели.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram

Фото: Kinopoisk.ru, Instagram

Видео: YouТube.com