Тарковский, Звягинцев, Балабанов и другие российские режиссеры, которых высоко ценят в Голливуде
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Сергей Эйзенштейн
Ни один подобный список невозможно представить без упоминания Сергея Эйзенштейна — фигуры мирового масштаба. Советский мастер не просто снял фильмы, которые до сих пор изучают начинающие режиссеры по всему миру, но и лично разработал собственный метод монтажа, которому дал название «Монтаж аттракционов». Он строится на том, что объекты, идеи и символы показаны в столкновении, для того чтобы оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя.
Главными поклонниками Эйзенштейна являются ветераны голливудского кино Мартин Скорсезе и Спайк Ли. Режиссер фильма «Таксист» не раз признавался, что технически монтажный стиль Эйзенштейна до сих пор безупречен — это те основы, без которых невозможно представить современное кино в его лучшем виде. Больше всего американский кинематографист любит из фильмографии Эйзенштейна «Броненосца «Потемкина».
Ли утверждает, что советский режиссер сумел опередить свое время и заложил фундамент на несколько поколений вперед. С автором фильма «Делай, как надо» согласны и британцы. В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссера «Эйзенштейнианский» было включено в Оксфордский словарь английского языка.
Андрей Звягинцев
Режиссер картин «Возвращение» и «Левиафан» хорошо знаком современным западным кинематографистам. О Звягинцеве положительно отзываются его американские и европейские коллеги. Талант самобытного автора часто отмечают в своих интервью те кинодеятели, к мнению которых принято прислушиваться.
Так, обладатель двух премий «Оскар» оператор Роджер Дикинс признался, что считает Андрея Звягинцева и его постоянного оператора Михаила Кричмана «лучшим, что появлялось в кинематографе после Тарковского». С мнением Дикинса согласен режиссер и сценарист Джоэл Коэн. «Знаете, мне Джоэл Коэн сказал однажды, что Звягинцев — единственный настоящий режиссер нашего времени», — заявил Роджер в своем недавнем интервью.
Высоко талант Звягинцева оценил и американский теоретик сторителлинга, а также автор настольного пособия каждого сценариста «История на миллион» Роберт Макки. Он признался в любви к картине «Левиафан», назвав ее примером уникального режиссерского мастерства. «Если бы все ваши фильмы были так хороши, как «Левиафан», их бы показывали по всему миру», — высказался Макки.
Алексей Балабанов
Балабанова хорошо знают не только в Европе, но и в Америке. Так, о режиссерском стиле российского кинематографиста неоднократно высказывался главный синефил Голливуда Квентин Тарантино. Оскароносный режиссер и сценарист признавался, что в свое время был поражен прямолинейностью и бескомпромиссностью стиля Балабанова. Особенно Тарантино любит фильм «Про уродов и людей», снятый в 1998 году.
«Люди привыкли, что во всем мире известен только один российский режиссер — Тарковский. Это не так. Да, Тарковский великий, но мне намного ближе тот оголенный нерв, который чувствуется в картинах Балабанова. Я думаю, однажды его тоже будут изучать в киношколах», — заявлял Квентин в интервью Variety.
Андрей Тарковский
Тарковский — самый растиражированный на Западе советский режиссер. Многие американские кинематографисты шутят, что знать фамилию автора «Зеркала» и «Андрея Рублева» считается хорошим тоном в эстетских кругах, но далеко не все на самом деле знакомы с фильмографией режиссера.
Свою преданность наследию Андрея Арсеньевича решил доказать Алехандро Гонсалес Иньярриту. Автор «Выжившего» и «Бердмэна» рассказал, как художественный стиль Тарковского повлиял на его собственные работы. Так, Иньярриту признался, что в начале карьеры у него не было учителей в привычном смысле. Алехандро учился понимать кино, пересматривая картины признанных мастеров.
«Если бы мне пришлось выбрать один фильм, который до сих пор производит на меня самое мощное впечатление, я бы выбрал «Сталкера». Каждый раз, когда я смотрю эту картину, я ловлю себя на ощущении, что мне не до конца понятен ее смысл, но я уношусь в какое-то особое место. Я ощущаю, как мне становится намного легче, будто моя душа воспаряет вверх. Это даже сложно передать словами, но Тарковский и его «Сталкер» — моя особая любовь. Огромному количеству вещей как режиссер я научился именно у него», — вспоминал Иньярриту во время круглого стола издания The Hollywood Reporter.
Тепло отзывается о советском режиссере и Стивен Содерберг. Режиссер настолько восхищается книгой фантаста Станислава Лема «Солярис», которую экранизировал Тарковский, что даже решил снять собственную версию истории любви между мужчиной и женщиной в ее космическом масштабе.
«Наше видение этой книги получилось кардинально разным. Тарковский концентрировался на метафизическом, будто искал главную нить, которая проходит сквозь всю нашу жизнь. Мне же было интересно изучить отношения между двумя супругами. Я никогда не сравнивал наши фильмы, но его «Солярис» — то, что в свое время заставило меня влюбиться в режиссуру», — неоднократно говорил в интервью Содерберг.
Александр Сокуров
Имя Александра Сокурова хорошо известно во всем мире. За свою долгую карьеру он собрал множество кинонаград, включая призы главных кинофестивалей — Каннского и Венецианского. Любителями кино Сокуров высоко ценится за смелость и революционный подход к съемке. Так, он является автором выдающейся картины «Русский ковчег», снятой в Зимнем дворце за 1 час 27 минут «одним кадром», то есть без остановки камеры и, как следствие, без единой монтажной склейки.
Сейчас многие кинематографисты пытаются повторить этот прием, лишь делая вид, что фильм снят одним дублем, умело пряча монтажные склейки. Так, например, поступил Алехандро Гонсалес Иньярриту в «Бердмэне» и Сэм Мендес в «1917». Последний особенно тепло отзывается о фильмографии Сокурова. «Он удивительный мастер своего дела. Я видел несколько его картин, все они настоящее произведение искусства», — признавался Мендес.
Этой же точки зрения придерживается известный мексиканец Альфонсо Куарон. «В 2001 году я выпустил свой фильм «И твою маму тоже». Изначально у меня был замысел: большую часть фильма снять одним кадром. Но тогда мне казалось, что это невозможно сделать чисто технически. А потом я узнал, что в том же году вышел «Русский ковчег», который я посмотрел и тут же полюбил всем сердцем. Оказалось, что Сокурову удалось сделать то, перед чем я спасовал. Конечно, я преклоняюсь перед ним. Второго такого режиссера в мире просто нет», — поделился Куарон в беседе с The Hollywood Reporter.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press, Instagram, Vittorio Zunino Celotto/Getty Images for Kering
Видео: YouTube.com