Как не уставать за рулем, путешествуя
Лето – время путешествий. Но даже самая увлекательная поездка может быть испорчена, если к ней отнестись безответственно.
Когда заходит речь о трудностях загородных поездок, водители-горожане, как правило, пренебрежительно фыркают: "Да разве это сложно! Трасса – не город со светофорами, встречными-поперечными автомобилями и пешеходами, норовящими ринуться под колеса. Двигаться по ней намного проще. Поэтому нам, опытным драйверам, проехаться с ветерком до самого синего моря ничего не стоит". Между тем, на загородных дорогах царят другие скорости, действуют другие законы движения и "срабатывают" иные механизмы усталости. Именно поэтому, "перелетая" по хорошей дороге от Киева до Чернигова или Ровно, водитель не успевает прочувствовать коварство трассы, с удовольствием позволяя себе "топить за сотню". И совершает ошибку, решив, что дальние переезды такие же легкие.
Что такое "далеко"?
Для начала определимся, что мы будем считать дальним путешествием. Казалось бы, разумнее всего ориентироваться на километраж. Допустим, дорогу длиной 300 км можно назвать дальней. Но. Все зависит от состояния дорожного покрытия, возможностей машины и опыта "начальника баранки". Если трасса хорошая, автомобиль "стоит как влитой" на дороге на скорости 160 км/ч, а его водитель при этом комфортно себя чувствует, то переезд займет где-то 2-2,5 часа. Кто из современных автомобилистов будет серьезно готовиться к столь непродолжительному путешествию?
Совсем другое дело, если "железный конь" немолод и при 110 км/ч его немилосердно трясет и болтает. Тогда разумно перемещаться по трассе со скоростью около 80 км/ч. Однако в этом случае путешествие продлится уже 5 часов. А поскольку далеко не каждый сможет высидеть в одной позе столько времени, то на остановку у симпатичных кустиков или у придорожного кафе стоит "заложить" еще лишний час. С поправкой же на колонны сельскохозяйственной техники, задумчивых "возниц", закрытые железнодорожные переезды и прочие неожиданности поездка может затянуться на все семь! А это уже почти полный рабочий день. Поэтому длительным автопробегом будем считать путь, на который, по предварительным расчетам, уйдет не менее 5 часов.
Чем трасса дальняя грозит?
Проще всего ответить на этот вопрос односложно – усталостью. Дело в том, что под воздействием однообразных раздражителей наша нервная система утомляется и "выключается", то есть перестает на них реагировать. Знаете, откуда во всех вузах взялось деление учебных планов на академические часы и пары? Было установлено, в течение какого времени взрослый человек способен концентрировать внимание на предмете, не отвлекаясь. Две пары без перерыва (три с половиной часа) – тот максимум, при котором можно, ничего не упуская, усваивать материал на лекции.
За баранкой, конечно, можно пробыть в полтора раза дольше – ведь многие действия водителя автоматические. И все же бегущая час за часом однообразная дорога – достаточно сильный раздражитель, при котором организм испытывает потребность в переключении внимания. Добавим к этому фиксированное положение за рулем и включенную на максимум музыку "для бодрости" и получим "убойную" дозу усталости, после которой нервная система просто обязана отдохнуть. А поскольку шоссе – это не лекция, то упустить что-то водитель не имеет права. Получается замкнутый круг. Чем напряженнее мы вглядываемся в "серую ленту", тем сильнее устаем. А чем сильнее влияние усталости, тем больше сил нужно на ее преодоление. Чем больше сил мы тратим, тем больше усталость, возможность совершения ошибки и потребность в отдыхе…