Осень готовит автомобилисткам немало забот и сюрпризов. Чтобы не растеряться на дороге, узнай о них пораньше. Независимоот того, успела ты понежиться под теплыми лучами солнца или нет, лето ушло ивернется не скоро. Готовься к зябкой погоде, бесконечным дождям, превращающимнаши дороги либо в озера, либо в непролазную жижу. Даже опытные автоледи инойраз теряются, когда машина перестает их слушаться на мокрой трассе, а новичкамтяжелее вдвойне. Ведь у них эта автомобильная осень в первый раз. О том,как справится с осенними неприятностями, тебе расскажет наш консультант позащитному вождению Арсений Фролов. Представительдинастии профессиональных гонщиков, Арсений обучает безопасному вождению ужедесять лет. Мастер спорта по автоспорту, Чемпион России по авторалли, он проходилпреподавательскую практику в Центре высшего водительского мастерства профессораЦыганкова, изучал методику защитного вождения в Европе: Австрии, Германии иГолландии. Впрошлом профессиональный гонщик, Арсений Фролов на практике знает, что такоедорога и какие сюрпризы она в себе таит. Арсений уверен, что освоив принципыбезопасного вождения, водители перестанут допускать критические ситуации надороге, защищая тем самым себя и других участников движения от риска ДТП. Осенниедожди превращают обычный асфальт в покрытие, требующее от водителей специальныхзнаний и навыков. Если дождь застанет тебя в пути, дорога моментально покроется тонкой прослойкой,состоящей из смеси воды, пыли и грязи. Этот «коктейль» будет препятствоватьполноценному контакту колеса с покрытием и может залепить рисунок протекторашины, в результате чего дорога станет очень скользкой. В таком случае постарайсяувеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и снизить скорость. Не делайрезких движений рулем, ведь принцип езды по слегка увлажненному асфальту и польду – один и тот же.Излишкиводы образуют тонкую прослойку между колесом и дорогой, машина приподнимаетсянад ней и скользит по поверхности. В такие мгновения автомобиль не поддаетсяуправлению и риск аварии очень велик. Не паникуй! В твоих силах изменитьситуацию: сбавь скорость, плавно отпустив педаль газа, и удерживай руль впрямом положении. Медленней проезжай даже по небольшим и неглубоким лужам.Постарайся ехать так, чтобы колея была между колес. Если все же попадешь в нее,выходи плавно, предварительно снизив скорость и без резкого поворота, чтобыавтомобиль не занесло. Секрет в том, что лишь прямо стоящее колесо способноотводить наибольшее количество воды. Чем дешевле или более изношены шины, темменьше воды они способны отводить, повышая риск возникновения аквапланированиядаже не на самых высоких скоростях. Еслиты еще не закрыла дачный сезон, объективно оцени возможности своей машины. Хорошийасфальт за городом имеет обыкновение неожиданно быстро заканчиваться. И если всухую погоду ты легко преодолевала большие расстояния по грунтовке, то осеньюпридется попотеть - возможно, и в прямом смысле слова. Например, когда твоямашина, увязнув, потребует буксира. Чтобыминимизировать риск пробуксовки на скользкой дороге, выясни тип и качествоустановленных шин. Если они широкие и низкопрофильные, то проехать по скользкойтраве, очень мокрому или вязкому грунту вряд ли получится. Такое колесо проскальзываетиз-за неглубокого рисунка протектора, который быстро засоряется и не можетцепляться за поверхность. Риск увязнуть есть и на машине с обычными шинами.Одолеть разбухшие от осенних дождей дороги могут автомобили, «обутые» хотя бы вуниверсальную внедорожную резину. Еслипоездки за город достаточно редки, чтобы раскошелиться на дорогие внедорожные покрышки,постарайся освоить принципы вождения на неасфальтированном покрытии. Ехать надомаксимально медленно, чтобы колеса твоей машины как можно большее количествовремени находились в контакте с поверхностью, а не прыгали по ней, делаяавтомобиль плохо управляемым. Прыжки по кочкам может привести если не к аварии,то к повреждению подвески, после того как приземлившееся резко колесо ударитсяоб очередную неровность. Кстати, прыгающий по кочкам автомобиль еще и плохоуправляем, поэтому его запросто может сбросить с дороги или он поедет прямо впервом же попавшемся повороте. Однуих самых больших опасностей таят в себе ровные гравийные дороги. По ним, вродебы, можно ехать быстро, однако гравий не дает колесу в полной мересоприкасаться с поверхностью. Такой тип езды можно сравнить с движением понебольшим шарикам, которые перекатываются под колесом и могут понести машину всовершенно неожиданном направлении. Острые края камней повреждают рисунокпротектора тем больше, чем выше скорость, и могут послужить причиной взрываколеса.Вдвойнеопасны мокрые гравий и грунт. Камнистановятся скользкими от воды и грязи, раскисает и само покрытие. На дорогепоявляются колеи, в образовавшейся грунтовой каше колесо может начать «плавать». Твоя машина впоисках твердого сцепления с дорогой может начать скользить по всей ширинедороги, а при наличии уклона - даже соскальзывать в его направлении, на встречнуюполосу или в кювет. Еслиесть возможность, воздержись от поездок по таким дорогам. Если нет, езжаймедленнее и выбирай более плавные траектории. Осенняядорога опасна не только колеей, раскисшей жижей и мокрым гравием. Неприятныйсюрприз могут подкинуть и опавшие листья. Любуйся ими, когда ты не за рулем,потому, что: -яркие листья отвлекают твое внимание, невольно заставляя глаз фокусироваться наних, а не на том, что делается дальше - в повороте, на перекрестке и так далее; -листопад (не только листопад, а осенние листья в целом, даже когда они надеревьях) скрывает яркие автомобили, создавая эффект маскировки; -опавшие листья практически всегда мокрые. Когда их много, они в состоянииоблепить колеса твоей машины полностью, создавая эффект езды по очень и оченьскользкой дороге и сделать автомобиль практически неуправляемым. Чтобыпредотвратить риск налипания листьев на колеса, проезжай по ним на одинаковоневысокой скорости. Мокрыеопавшие листья липнут не только на колеса, они забивают радиатор,воздухозаборник, затрудняют обзор через все стекла и ухудшают работу фар. Ихпрактически невозможно удалить с помощью дворников. Чтобы избавиться от такогоопасного соседства, тебе придется регулярно выходить из автомобиля и вручную их убирать. Для большебезопасности желательно делать это каждый рез перед тем, как сесть в машину- даже после коротких остановок под живописнымикронами осенних деревьев. Очереднойминус осени для водителей - дорожная грязь. Она быстро облепляет фары и зеркалатвоей машины. Поэтому вози с собой матерчатые перчатки (для гигиены), салфеткиили одноразовые тряпочки, чтобы регулярно чистить загрязнившиеся осветительные приборыи зеркала заднего вида. Можноеще захватить губку и бутылку обычной воды и/или жидкость для мыться стекол.Если ты едешь по дороге с интенсивным движением, возможно, это придется делатькаждые пару километров. Конечно, время в пути увеличится, но опасность попастьв аварию уменьшится в разы. Иеще один старинный, но проверенный практикой совет: тише едешь - дальше будешь.Пока ты не перестроишься с летнего типа вождения на осенний - это будетособенно актуально. Удачина дороге! Советыконсультанта по защитному вождению записала Елена Нерсесян-Брыткова.