Опубликовано 07 апреля 2007, 04:00

Чему не учат в автошколе

Верховой езде учат с азов – начинают с посадки в седло и лишь потом обучают приемам управления. Ведь грамотная, а значит красивая, посадка в верховой езде облегчает жизнь. По идее, то же самое можно сказать и о езде в автомобиле.
руки на руле
руки на руле

руки на руле

Верховой езде учат с азов: начинают с посадки в седло и лишь потом обучают приемам управления. Ведь грамотная, а значит, красивая посадка в верховой езде облегчает жизнь. По идее, то же самое можно сказать и о езде в автомобиле.

Но есть вещи, которым в большинстве автошкол не учат. Конечно, и без этих знаний и навыков люди ездят. Но... не так красиво, как могли бы.

С чего начинается поездка? С того, что водитель устраивается за рулем. Располагается. Ноги на педалях, руки - на руле.

Начнем. Вы садитесь на водительское сиденье. Запомните – при правильной и удобной посадке человек не устает. Поэтому начинать подготовку к движению нужно с настройки сидения. Как правило, в современных автомобилях есть возможность регулировки его в двух плоскостях – вверх-вниз, вперед-назад, – а некоторые модели дают возможность дополнительной регулировки – угла наклона подушки сидения. Кроме того, в некоторых моделях существует возможность подгонки сидения под особенности фигуры. Поэтому постарайтесь "выжать" из него максимум.

Сесть нужно так, чтобы вся бедренная часть ноги лежала на подушке – от "пятой точки" до подколенного сгиба. Распространенной ошибкой является низкое положение сидения, когда точка опоры приходится только на ягодицы, а ноги согнуты и бедро приподнято. В этом случае – положение просто неустойчивое. А это плохо. Итак, первое – сесть нужно плотно.

Прежде всего, сидение нужно подвигать вперед-назад до тех пор, пока ноги не окажутся в правильном положении. Это означает, что они должны без дополнительного сгибания в коленях и вовлечения в движение тазобедренного сустава доставать до педалей и полностью их выжимать: угол между бедром и голенью при правильной посадке составляет от 95° до 140°. Напомню, хорошо, если обувь будет без "шпилек". Лучше всего ездить в легкой обуви. Кстати, опытный водитель меняет регулировку сидения даже в зависимости от толщины подошвы. Например, замена босоножек на кроссовки – уже причина изменения регулировки.

В автомобилях с ручной КПП левая нога работает только с педалью сцепления, выжимая её до конца. Правая – попеременно давит то на тормоз, то на акселератор.

Точка опоры правой ноги (пятка) должна располагаться напротив педали тормоза. В положении, когда стопа повернута наружу, выжимая педаль газа, нога почти не устает ни при городских поездках, ни в дальней дороге. Запомните – педалью газа нужно работать, не отрывая пятку от пола!

Еще один важный момент – на педаль тормоза нога должна ложиться внутренней стороной стопы. Такое положение стопы позволяет минимизировать расстояние и делать, возможно, меньше движений, экономя силы и драгоценные, в критической ситуации, мгновения. Для чего? Чтобы при необходимости можно было быстро нажать либо на тормоз, либо на газ.

После того, как будет отрегулировано горизонтальное положение сидения, приступайте к регулировке наклона спинки. Наклон спинки должен обеспечивать почти вертикальную посадку, при этом руки должны доставать до руля, оставаясь слегка согнутыми в локтях. Для проверки правильности положения рук вытяните их полностью. Находясь на верхнем секторе рулевого колеса, они должны опираться на него запястьями.

Основное, чего следует достичь – уверенного хвата за руль. Держать его нужно, как птицу. Помните такое сравнение? Если сильно, – задушишь, слабо – улетит. Правильное положение рук на руле при движении определяется так. Представьте себе, что руль – большой циферблат. Руки должны быть в положении стрелок часов, соответствующих 2 часам 47 минутам: левая рука – чуть выше цифры 9, правая – цифры 3. Держать руль нужно хватом сверху. При этом плечи должны быть расправлены, чтобы позвоночник не уставал.

Учтите, что во многих современных автомобилях есть возможность регулировки рулевой колонки по высоте и углу наклона. Но помните – руль должен быть отрегулирован таким образом, чтобы он ободом не перекрывал шкалы приборов. Сразу же потренируйтесь в чтении показаний приборов. Особое внимание, помимо тахометра и спидометра, нужно обращать на указатель температуры воды (или иной охлаждающей жидкости). У большинства автомобилей рабочая температура воды до 90°С. У некоторых иномарок температура может достигать и 110°С. Запомните: перегревшийся двигатель может выйти из строя! А ремонт стоит дорого.

Далее. Если на спинке сидения есть подголовник, – отрегулируйте его по высоте. Его задача – не только служить опорой для головы во время отдыха. Подголовник призван спасти шею от повреждений. У инспекторов ГАИ есть мрачное выражение – "стряхнуть лампочку". Означает оно перелом шейных позвонков.

Дело в том, что при ударе по автомобилю происходит резкое откидывание головы назад с возможным переломом шейных позвонков. А человек при этом сидит: ну, совсем как живой. Как правило, прибывшие врачи, в таком случае, констатируют смерть. Если подголовник выставлен неправильно, травма головы тоже неизбежна. Поэтому запомните, что положение подголовника – вопрос жизни и смерти. Регулируется он таким образом, чтобы затылочный бугор при откинутой назад голове опирался на середину подушечки подголовника.

Запомните – как сядешь, так и поедешь!

К сожалению, большинство инструкторов на учебных автомобилях подстраивают сидение "под себя", нимало не заботясь о тех, кто будет учиться. Но теперь-то, надеюсь, вы этого не допустите.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Итак, милые автоледи, вы уже уверенно и правильно сидите за рулем. Что нужно сделать прежде, чем завести автомобиль?

Правильно. Оглядеться. Можно повертеть головой на 360°. Не получается? Тогда попробуйте иной путь. Можно всего лишь правильно выставить зеркала.

Согласно европейским правилам дорожного движения, автомобили должны быть оснащены двумя наружными зеркалами заднего вида (они крепятся на дверцах или передних стойках) и внутренним зеркалом (оно расположено по центру в верхней части ветрового стекла). Если во времена развитого социализма регулировать зеркала приходилось исключительно снаружи, то сегодня в большинстве автомобилей предусмотрена их регулировка из салона: либо электрическая, либо ручная. Остается узнать, как научиться правильно пользоваться зеркалами.

Алгоритм осмотра окрестностей таков: левое зеркало-правое-центральное. С места водителя в правое боковое зеркало при правильной установке должен быть виден бок своей машины и сектор 6-5 сзади. Поэтому автомобиль, двигающийся справа и обгоняющий вас по соседней полосе, попадает в "слепую", или "мертвую", зону. Согласитесь, неприятно вдруг обнаружить, что рядом с вами несется кусок металла весом эдак с тонну, а вы его не видите. Причем в упор. Это чревато либо аварийной ситуацией, либо столкновением.

Для просмотра "слепой" зоны и используется внутреннее зеркало заднего вида. Как показали исследования дорожной полиции в одной из стран Западной Европы, некоторые женщины используют его исключительно для того, чтобы контролировать состояние прически и косметики. И таких, увы, примерно 80%. На самом деле в этом зеркале необходимо видеть сектор 4-5. Или, проще говоря, заднюю правую дверь и то, что находится за ней.

После того как вы, милые автоледи, правильно сели, правильно выставили зеркала, правильно осмотрелись, – что? Да, можно начинать движение. Только не забудьте пристегнуться! Для этого рядом с сидением слева есть черная лента. Ремень безопасности называется. Но о них отдельный рассказ.

Надеемся, что все вышеизложенное интересно не только начинающим, но и опытным автоамазонкам.