Ты не обязана разбираться в устройстве двигателя, но знать свои права, чтобы не стать жертвой недобросовестного ремонта, не помешает. Поездка в автосервис многим автомобилисткам напоминает визит к врачу — с той лишь разницей, что в роли пациента выступает машина: неприятно, но надо. Но если с собственным самочувствием мы худо-бедно научились справляться, то понять, как чувствует себя автомобиль и насколько квалифицированно ему помогли, уже сложнее. Отсутствие технических знаний у большинства из нас – главный козырь недобросовестных автосервисов. Их мастера так ловко проводят ТО и настолько убедительно рекомендуют дополнительный ремонт или замену той или иной детали, что твой бюджет тает на глазах. WomanJournal.ru расскажет о наиболее распространенных ошибках начинающих автолюбителей и о самых популярных «разводах» в автосервисах. Будь внимательна и не становись жертвой обмана или собственной небрежности. Чтобы не обращаться в страховую компанию после ТО, передавая автомобиль приемщику автосервиса, отметь все существующие царапинки на кузове. Если во время ремонта с твоей «ласточкой» что-то случится, автосервис обязан компенсировать убыток. Минимизировать риск поломки дополнительного оборудования помогут отметки о работоспособной магнитоле, парктронике и т.д. Это на случай, если мастера повредят провода при работе с электрикой. Ты не обязана ждать в комнате для клиентов, пока твоя машина висит на подъемнике. Нежелание менеджеров пускать автовладельцев в ремонтную зону автосервиса является нарушением постановления правительства РФ № 290 от 11 апреля 2001 года «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств». Оно защищает клиентов автосервисов от произвола мастеров-мошенников. Если для тебя принципиально находиться рядом с машиной по время ремонта, напомни мастеру техцентра о том, что говорится в пункте 31 постановления: «Потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии».Научись отказываться от услуг, которые не нужны при прохождении очередного ТО. Когда пробег твоей машины приближается к заветным цифрам, пора ехать в автосервис. Потрать десять минут и найди на профильных сайтах перечень процедур, которые предстоит пройти твоему автомобилю. И когда мастер заявит о необходимости замены тех или иных деталей, не торопись соглашаться. Уточни, может ли это подождать еще неделю-две – с точки зрения ездовых характеристик автомобиля и твоей безопасности. Если может, то, когда вернешься домой, попроси знакомых специалистов или просто опытных водителей посмотреть, насколько правы были в автосервисе. Практика показывает, что в большинстве случаев это всего лишь стремление заработать на несведущем клиенте. Если ты оставляешь машину в автосервисе больше, чем на пару дней, запомни показания одометра. Бывают случаи, когда при возврате они вырастают на 100 километров. Доказать факт использования твоей машины можно при помощи фотографии, на которой стоит дата фотосъемки. Для убедительности сфотографируй и приемщика автомобиля рядом с одометром. Если он начнет отказываться, преврати все в шутку, но фото сделай. При замене масла найди способ проконтролировать его качество: иногда в автосервисе могут залить дешевое, а в стоимость работы включить дорогое масло. Делается так: старое масло сливается. Затем мастер заливает почти 80% дешевого масла, а сверху доливает дорогое. Именно его початую бутылку оставляют потом в салоне, чтобы автовладелец увидел, на каком качественном масле будет работать его машина. Если ты «попала» на замену деталей, убедись в том, что тебе поставили новые, а не б/у запчасти. Иногда таким не самым честным образом меняют детали, износ которых чреват новыми ремонтными работами. На заре моего водительского стажа был эпизод, когда старые свечи зажигания привели к некорректной работе двигателя. Мошенничество мастеров заставило меня раскошелиться на диагностику двигателя и стоимость новых свечей. К счастью, большего вреда секонд-хэнд не принес.Забирая машину из автосервиса, попроси показать тебе результат работы. Это удобно лишь в том случае, если изменения находятся на виду. Например, ты можешь проверить щупом уровень масла и его цвет. Если меняли воздушный или масляный фильтры, не довольствуйся видом старой детали, попроси мастера продемонстрировать новые. В автосервисах к таким просьбам могут отнестись с непониманием, но если ты хочешь быть уверена, что с машиной все отлично, не стесняйся настаивать на своем. На твоей стороне закон «О защите прав потребителей». Испорченные или испачканные детали салона твоей машины могут оставить неприятный осадок. Во время работы мастера обычно закрывают кресла защитными пакетами, но иногда клиенты получают автомобиль с замызганным салоном с отпечатками пальцев. Осмотри машину вместе с мастером и, если довольна ее состоянием, уезжай со спокойной душой и в отличном настроении. Не подписывай акт приемки-передачи, пока не осмотришь всю машину. Если ты обнаружишь царапины или поломки позже, доказать свою правоту будет сложно. Поэтому постарайся выявить все новые повреждения «не отходя от кассы». Это случается редко, но, как известно, ложка дегтя умудряется испортить даже бочку меда. Если хотя бы один пункт заставил тебя насторожиться, значит, с автосервисом, в котором обслуживается твоя машина, не все в порядке. Но не расстраивайся, ведь в каждом городе есть как неквалифицированные представители автосервисов, так и мастера – золотые руки. Пообщайся с друзьями, коллегами, соседями по парковке – и методом проб и ошибок ты все же найдешь своего мастера. Ведь хороший мастер для твоей машины – этот все равно что персональный стилист или маникюрша для тебя.