Автомобильная Испания глазами эмигрантки
Если бы пять лет назад Инге сказали, что она будет жить в Барселоне, райском уголке Испании, в ответ она бы лишь рассмеялась. Однако судьба преподносит разные сюрпризы. Одним из них и был билет в один конец на родину Сальвадора Дали.
Наша соотечественница, покинув Россию, признается, что уже и думает на миксе английского и испанского. Однако предложение рассказать читательницам WomanJournal.ru об автомобильных пристрастиях испанских автоледи и особенностях этой страны под автопризмой стало для Инги отличным поводом вспомнить великий и могучий русский язык.
Барселона – уникальный город, в нем много памятников архитектуры. Чтобы не разрушать созданное предками великолепие, современные архитекторы проектировали город, ориентируясь на постройки прошлых столетий. В итоге красивые улочки Барселоны в большинстве своем узкие и извилистые. При всем великолепии они – причина сразу двух бед, которые преследуют местных автомобилистов: пробок и отсутствия места для парковки.
Стоимость паркинга в Барселоне зависит от месторасположения. В центре города высокая – примерно 1,5 евро за час стоянки. И чтобы найти подходящее место, водителям приходится подолгу кружить по городским кварталам.
Именно поэтому многие жители нашли решение проблемы с паркингом и уличными заторами просто - пересели на скутеры. Водителей не пугают даже ежедневные сообщения полицейской хроники о дорожно-транспортных происшествиях с участием байкеров. На двухколесном транспорте можно легко объехать любую пробку, тем более что для управления скутером водительское удостоверение не требуется. Правда, лишь в том случае, если объем его двигателя менее 50 кубиков.
Горожане, предпочитающие более здоровый образ жизни, нашли альтернативу и скутерам – велосипеды, тем более что теплый климат позволяет ездить на них практически круглый год. Для многих испанцев это самый быстрый способ приехать на работу. Местное правительство с уважением относится к людям, предпочитающим двухколесный вид транспорта. Чтобы обеспечить велосипедистам максимальную безопасность во время движения, им даже выделили свою дорогу на тротуаре, обозначенную белым цветом. Так что здесь велосипедисты могут быть уверены, что пешеходы езде не помешают. И наоборот: пешеходы не будут жаловаться на рьяных веловодителей.
Те, кто еще не решился пересесть с четырех на два колеса, выбирают малолитражки. Во многом это обусловлено высокой стоимостью бензина – 1–1,2 евро за 1 литр.
В Барселоне очень популярны экономичные двухместные модели, этим автомобилям выдаются специальные номера желтого цвета. На них запрещается выезжать за пределы города и ездить по скоростным автобанам. Причина в том, что маленькие машинки очень легкие, и сила ветра от проносящихся с высокой скоростью встречных автомобилей может их попросту снести с трассы: вот такая забота о соотечественниках.
В Барселоне автоледи чаще всего выбирают компактные машинки, на которых удобно ездить в городском потоке. Испанские власти поощряют желающих приобретать малолитражки. В стране действует антикризисная программа, по которой будущим владельцам машин предлагается оплатить всего 70% от стоимости машины. Оставшиеся 30% погашает государство.
Но, несмотря на доступность машин в Испании, здесь весьма непросто получить водительское удостоверение. Стоимость трехмесячных водительских курсов – 600 евро. Будущие испанские водители так же, как и российские, сдают теорию и практику, но разница в том, что в Испании нет такого понятия, как «купленные права». Такой подход к подготовке автомобилистов положительно отражается на дорожной ситуации. Здесь нет тех, кто не знает и не соблюдает Правила дорожного движения. И это визитная карточка барселонцев. Перейти дорогу на красный свет, даже если нет машин? Не пропустить пешехода? Конечно, нет! Уважение ко всем участникам движения – это не просто признак хорошего тона, это обычное явление, любое нарушение которого является прецедентом.
Стимулом к аккуратной езде является и балльная система штрафов, такая раньше была и в нашей стране. Если испанский автомобилист нарушает неоднократно, его лишают водительского удостоверения. А чтобы получить права обратно, нужно не просто выплатить штраф, а заново сдать экзамен.
Кстати, о нарушениях. За соблюдением Правил дорожного движения испанская полиция не следит (в привычном для россиян понимании). В городах установлены камеры наблюдения, фиксирующие все нарушения. Нигде не встретить патруля, притаившегося в засаде. Полицейские ездят по городу, контролируя ситуацию. В Испании нет и такого понятия, как «взятка гаишнику»: зарплата служащих в дорожной полиции достаточно высока, чтобы не подвергать себя риску потерять работу из-за водителя, старающегося откупиться. Лучшим способом убедить неподкупных блюстителей порядка простить нарушение – разумеется, только для автоледи – является очаровательная улыбка.
В Барселоне количество водителей-мужчин и женщин примерно равно. От России Испанию отличает то, что дамы здесь водят еще автобусы и поезда метро: работодатели приветствуют желание девушек выбирать этот вид деятельности, поэтому предлагают привлекательный социальный пакет для своих сотрудниц.
Автоледи в Испании разного возраста: от очень молоденьких до максипенсионного возраста. Отсюда и предпочтения в выборе автомобилей. Молоденькие девушки предпочитают компактные хэтчбеки, женщины в возрасте 35–45 лет ездят на седанах, а те, кто постарше, выбирают универсалы.
По типу кузова здесь можно понять, большая ли семья у владелицы машины: многодетные мамы, как водится, предпочитают практичные модели с большим салоном и вместительным багажником, чтобы и в супермаркет съездить, и на уик-энд повезти всю семью не в тесноте и без обид.
Особенности национального вождения
Автомобильная Испания не производит неприятного осадка: здесь каждый уважает право другого на место на дороге. Нет обидного отношения к новичкам, ведь все когда-то в первый раз садились за руль.
Но при всех своих плюсах испанские водители очень темпераментные. Если есть возможность проехать быстро, они обязательно ее используют. И как только загорается зеленый сигнал светофора, все моментально срываются с места; эта национальная особенность поначалу шокирует туристов, берущих напрокат машины. Но практика показывает, что двух-трех дней достаточно, чтобы привыкнуть к испанскому стилю вождения.
И если ты сейчас планируешь автомобильный отпуск в Европе, выбирай Испанию. Тем более что практические советы, как вести себя за рулем в этом райском уголке, уже есть.