Утренние метаморфозы
/imgs/2024/05/13/18/6465533/570ea06058a71f822fcb98dbb27e0f9c4290bb12.jpg)
/imgs/2024/05/13/18/6465533/570ea06058a71f822fcb98dbb27e0f9c4290bb12.jpg)
Утренние метаморфозы
От пробуждения до выхода из дома — как мы меняемся за это время? Голландская художница Аннет ван дер Ворт (Annet van der Voort) исследует эту тему в своих фотоработах. Мы попросили ее рассказать нам о своем опыте, а психоаналитика Франсиса Хофштейна (Francis Hofstein) — прокомментировать ее наблюдения. "На мысль сделать подобную серию работ меня навели мои собственные утренние метаморфозы, — рассказывает Аннет ван дер Ворт. — Я решила последовательно запечатлеть несколько женщин на разных этапах — от момента их пробуждения и вплоть до выхода из дома. Мне очень хотелось обнажить, сделать зримым этот невидимый стороннему глазу процесс. Я постаралась подобрать как можно менее схожих между собой моделей — для меня было важно показать женщин разного возраста (моим героиням от 8 до 80 лет), с разным профессиональным и жизненным опытом. Естественно, мы с ними были знакомы и до начала работы над этим достаточно интимным проектом, но в процессе съемок особенно сблизились. Для того чтобы подловить моих героинь в те минуты, когда они просыпаются, встают и приводят себя в порядок, мне приходилось ночевать у них дома — фактически становиться членом их семьи. Мне показалось, что для всех моих героинь моментом наивысшего тождества — внешнего и внутреннего — стали съемки на выходе из ванной: именно в этот миг участницы проекта предстали передо мной в своей наиболее естественной ипостаси — посвежевшие и словно бы отмытые от всего искусственного, наносного. Ирен, стилист | ||
"Так выглядит моя подруга сразу после пробуждения и перед выходом из дома". |
Эта серия женских портретов исследует вопрос о том, что в антропологии принято именовать "обретением лица". Наряжаться, накладывать макияж и вообще всячески украшать себя — это, по сути дела, древний ритуал преображения внешности, обладающий сразу несколькими функциями. Первая из них — оборонительная: ее смысл в том, чтобы разделить внутреннюю и наружную сферы, граница между которыми проходит по поверхности нашего тела. Макияж и прическа (так же как и одежда) позволяют надежно разграничить личное, интимное пространство и пространство публичное, социальное. Анна, школьница | ||
"Она очень беспокоилась, что скажет об этих фотографиях ее парень: ей казалось, ему они не понравятся. Уж не знаю, какова в действительности была его реакция, но мне Анна сказала, что выглядит на этих фото "дурнушкой". Впрочем, меня это не очень удивило: к своей внешности она относится так же, как и все подростки, — с одной стороны, очень внимательно, с другой — совершенно непримиримо". |
Вторая функция утреннего прихорашивания — наступательная. Улучшая себя, мы апеллируем к постороннему, ко взгляду извне: конечная цель наших ритуалов в том, чтобы нравиться, соблазнять, завоевывать. Иными словами, макияж — это что-то вроде боевой раскраски: он позволяет нам воплотить в собственной внешности некий завершенный образ, внести коррективы в черты, данные нам природой, или замаскировать те из них, которые нас по каким-либо причинам не устраивают. Леони, школьница | ||
"Съемка закончилась, я уже стояла в прихожей и собиралась уходить, когда меня внезапно догнала Леони: "Нужно обязательно переснять последнюю фотографию — я забыла надеть свои любимые резиночки для волос!" Она так настаивала, что мне пришлось снова вытаскивать камеру…" |
|