Опубликовано 01 августа 2009, 04:00

Стресс-интервью: бороться и победить!

В период кризиса рынок труда переполнен специалистами. И работодатели при оценке кандидатов все чаще применяют методику стресс-интервью.
Стресс-интервью
Стресс-интервью

Стресс-интервью

Стресс-интервью – это интервью с соискателем, направленноена искусственное создание стресса у кандидата с целью выявления егоповеденческих реакций на стресс и агрессивную среду, с которой предполагаетсястолкновение в процессе будущей работы. Тоесть, по сути, вас самыми разнообразнымиспособами будут пытаться вывести из себя, вызывая состояние стресса и нервного раздражения.

Изначально стресс-интервью создавалось и применялосьисключительно для отбора специалистов на военные специальности и на должности вправоохранительные органы. Сейчас же подвергнуться такого рода собеседованиюможет каждый.

Предупрежден – значит,готов!

Вот наиболее распространенныепримеры элементов стресс-интервью:

1. Искусственноеожидание

Явившись к назначенному времени на встречу, вы слышите,что руководитель задерживается и его необходимо подождать. Такое ожидание можетпродлиться от 40 минут до часа и более.

В период искусственного ожидания за вашим поведениемнаблюдают и оценивают реакцию напроисходящие события.

Совет: сохраняйтеспокойствие и через 15 20 минут ожидания предложите перенестивстречу на более удобное для занятого руководителя время.

2. Вынужденное «опоздание»

Вы прибываете на собеседованиена несколько минут раньше до назначенноговремени, но в бюро пропусков или на ресепшн вас специально задерживают, в результате чего вы опаздываете на 10 15минут. Интервьюер выражает крайнее недовольство и указывает на ваше неуважениеи бестактность, тем самым провоцируя на конфликт.

Совет: неподдавайтесь на провокации! Спорить в такой ситуации не нужно – это может бытьрасценено не в вашу пользу («конфликтен»). Более правильной реакцией будетответить извинением, сведя на нет все попытки интервьюера вызвать раздражение.

Стресс-интервью

Стресс-интервью

3. «Бомбардирование»вопросами и монолог

Вопросы задаются в быстром темпе и приправляются ремарками овашей некомпетентности и непрофессионализме какреакция на любые ответы. Беседуют с вами в обстановке шума, в наполненномсотрудниками кабинете, чтобы было ещесложнее сосредоточиться над вопросами, требующими демонстрации креативныхспособностей и эрудиции. Собеседование могут проводить три и более человека, которые будут задавать вопросы, перебиваядруг друга, не дослушав до конца ваши ответы.

Совет: старайтесьбыстро и спокойно реагировать на вопросы. Отвечайте на них по окончании реплик интервьюеров, не перебивая их.

4. Неуместные вопросы

Это могут быть вопросы, касающиеся личной жизни, сексуальной ориентации, детства, отношений с родителями и т.д.Такие вопросы являются неожиданными для соискателей и вызывают легкий стресс ираздражение.

Совет: вы всегдаможете ответить, что ваша личная жизнь не является темой для обсуждений наделовых встречах. Даже если интервьюер начнет давать свои комментарии по поводучего-либо личного, провоцируя вас на реакцию раздражения, просто прерывайте его спокойным тоном и еще раз повторите, что личная жизнь абсолютно не отражается наваших профессиональных качествах. Если кандидат начинает отвечать на вопросытакого рода, интервьюер может сделатьвывод: кандидат готов на все ради этойработы, беспринципен. Это критично длядолжностей, предполагающих особую долю ответственности и обязанности попринятию важных решений.

5. Демонстрациянеуважения, отсутствие интереса

Интервьюер начинает заниматься своими делами, пересмотромбумаг или работой на компьютере, не обращая внимания на ваше присутствие.

Таким образомработодатель желает увидеть, насколько выспособны завладеть вниманием собеседника. Это качество важно для менеджеров поработе с клиентами и менеджеров по продажам.

Совет: простоначните беседу первыми, например, со слов: «Давайте я расскажу вам о своемпрофессиональном опыте и навыках. Возможно, у вас возникнут вопросы».

Стресс-интервью

Стресс-интервью

Следует подчеркнуть, что после окончания стресс-интервью вкомпаниях, которые ценят своих кандидатов и,соответственно, уважительно относятся ксвоим сотрудникам, перед вами должныизвиниться за стресс-испытание и объяснить его целесообразность, сняв, такимобразом, накопившийся в вас негатив.

Целесообразным проведение такого рода интервью считается прежде всего надолжности, связанные с большим количеством общения с клиентами, существованиемвозможной агрессивной среды:

  • специалисты по связям с общественностью

  • менеджеры по работе с клиентами

  • операторы call-центров

  • специалисты по работе с претензиями

  • менеджеры торгового зала

  • психологи и специалисты по подбору персонала

  • кассиры-операционисты

  • журналисты и репортеры

  • ведущие прямого эфира

  • офис-менеджеры

  • аудиторы

  • банковские специалисты

Оказавшись на стресс-интервью, вы должны понимать, что этовсего лишь искусственно созданные ситуации. Сохраняйте самообладание. Есливдруг чувствуете, что раздражаетесь, просто сделайте 10 глубокихвдохов-выдохов, представьте, что это все игра. Подумайте о том, что доставляетвам удовольствие.

Если же интервьюерпереходит грань и начинает вас откровенно унижать и хамить, то это первый признак его некомпетентности.Помните: вы всегда можете прервать беседуи уйти из нерадивой компании.

Стресс-интервью

Стресс-интервью

Мария, офис-менеджер:«Во время интервью мою подругу облили горячим кофе, уронили на головутяжеленную папку, а на закуску задаливопрос по поводу ее сексуальной ориентации. Подруга после этого вопроса ушла изкабинета со словами, что, пожалуй, эта вакансия ее не устраивает. А черезнеделю ей позвонили и сказали, что она прошла собеседование и может выходить наработу!»

Ирина, менеджер по работе с клиентами: «Я тоже проходила такоесобеседование. Это настоящее неуважение и очень унизительно. Со мной беседовалитрое мужчин, которые всячески пыталисьунизить меня, обсуждая, почему я не замужем в свои27 лет, и что со мной, видимо, что-то не так, и чуть ли не стали друг с другомобсуждать, как давно у меня был секс. Япросто выбежала из кабинета, чтобы прямотам не разрыдаться от обиды и растерянности!»

Виктор, специалист по кредитным услугам банка: «Собеседованиепроводила женщина, которая еще изначально обращалась со мной как с последнимпреступником. Она попросила меня оставить пиджак на ресепшн, так как впереговорной, куда мы направляемся, очень душно. Я и не подумал, что может бытькакой-то подвох. Когда мы пришли в переговорную, у меня было ощущение, что кондиционер включенна температуру ледникового периода, а за окном был ноябрь. Сама она передо мной сидела в полушубке. Неприятно. Считаютакое поведение полным неуважением. Я ушел».

Работать или нет после такого родаинтервью в этих компаниях, решайте сами! В любом случае не забывайте: вы достойны уважения!