Под новый год и Рождество Москва пестрит рекламными щитами о распродажах. Внимание: SALE! SALE! SALE! Герои многочисленных рекламных роликов с экранов телевизоров вкрадчиво внушают вам, как много вы потеряете, если не окажитесь в нужное время в нужном месте. Ваш почтовый ящик распухает к вечеру от буклетов, обещающих исполнение всех бытовых желаний сразу и почти бесплатно. Электронная почта не в силах отбиваться от «спама», заботливо рассылаемого неизвестными «волшебниками», c обещаниями всяческих чудес, в том случае, если вы посетите их магазин. Одним словом сплошной SALE да и только….. Распродажа, конечно, штука выгодная. И желание купить понравившуюся вещь дешевле – вполне нормальное человеческое желание. Но не думайте, что все «волшебники» с их скидками, спецпредложениями и «лжезакрытиями» магазинов готовы отказаться от законной прибыли. Просто они очень хорошо усвоили одну простую истину: предновогодними днями надо пользоваться по полной программе. Ведь люди в это время самые внушаемые и беззащитные: стоит продавцу наклеить на дверь своего магазина стикер SALE – богатый улов обеспечен. Чтобы не стать героем картины «Апофеоз человеческой жадности» или «Мания вещизма», старайтесь все-таки трезво оценивать ситуацию. Правило первое: не приобретайте «все-равно-что-лишь-бы-со-скидкой» Прежде чем купить, подумайте, нужен ли вам третий утюг, надувная лодка или сомнительного производства электробритва, от которой вашего мужа будет трясти в прямом и переносном смысле слова весь следующий год. Пусть даже вы купили это все со скидкой в 50 %. Можете считать, что это траты из разряда «деньги на ветер». Тремя утюгами сразу гладить не будете? Пятью бритвами одновременно ваш муж не бреется? Туфли на два размера больше носить не станете? (Тем более что к лету они вполне могут выйти из моды.) Вывод очевиден: при виде надписи Sale не стоит тут же доставать кошелек. Правило второе: бесплатный сыр только в мышеловке Сознайтесь, вас привлекают рекламные банеры типа: «ликвидируется все» или «полная распродажа по цене ниже себестоимости». Не верьте! Ни один хозяин магазина не будет продавать себе в ущерб, максимум, на что он способен, это сделать распродажу по рыночной стоимости и то – в самом крайнем случае. А уж шутка с «ликвидацией» настолько стара, что должна уже перестать действовать на покупательные рефлексы. Но она все работает и работает. Кстати, если вы все-таки попались на трюк, посетите «обломки» магазина через месяц-другой, и вы сможете лицезреть новую коллекцию воскресшего бутика. Вывод: распродажа для таких «волшебников» – возможность «впарить» покупателю завалявшийся товар за те же деньги, только в гораздо больших количествах и более низкого качества. Правило третье: внимание – незаконный брак! «Вещи и предметы, купленные на распродажах, возврату и обмену не подлежат!» Знакомое объявление, не правда ли? Знайте – это «развод», причем самый что ни на есть наглый. Магазины, которые вывешивают такие объявления, во-первых, стремятся под шумок скинуть «неликвид», а во-вторых, попирают своими действиями святая святых каждого российского покупателя – его права потребителя. Для наглядности математическая задачка. Условие: вы купили на распродаже шубу со скидкой 10 % за 9 тысяч рублей. Пришли домой, внимательно осмотрели покупку и обнаружили огромную дырку на спине. (Ну не заметили вы в ажиотаже, что шуба порвана.) Естественно, вы захотели сдать или обменять шубу. Вопрос: сколько денег должен вернуть вам бутик? Ответ хозяина магазина: нисколько, товар куплен со скидкой. «Ответ неверный», – парируете вы и говорите: «Во-первых, если я хочу сдать бракованную шубу, вы ее обязаны принять. Во-вторых, даже если распродажа закончена и шуба опять стоит 10 тысяч рублей, я вовсе не обязана доплачивать вам тысячу рублей, если хочу обменять ее на такую же, только без дырки. В-третьих, если мы не решим проблему в этих стенах, мы будем делать это в суде, а решение последнего будет не в вашу пользу, поверьте». После чего вы спокойно забираете деньги или меняете шубу и отправляетесь домой. Вывод: прежде чем покупать на распродаже, запаситесь телефонами Союза потребителей или брошюрой, где перечислены все права потребителей. Конечно, пока существуют эти волшебно-предновогодние дни, распродажи будут жить и процветать. И мы будем на них «вестись». Но давайте попадаться на крючок грамотно и без ущерба для нервной системы. Все, договорились! Чтоб мне сойти с этого места! Не сойти с места?! А это мысль! Интернет-распродажи Сидите себе в кресле, гуляете по интернет-магазинам. Тепло, тихо, никто не гудит над ухом, не толкает в бок, не лезет с советами и критикой. Подумали, взвесили, сделали заказ и спокойненько дожидаетесь. Пока заказ везли, у вас изменилось настроение: вы захотели не желтое полотенце, а фиолетовое. Тут же, не отходя от входной двери, заявляете: «Платить не буду!» И курьер едет назад. Некачественный товар у вас, поверьте, принять обязаны, даже на следующий день и даже с новогодней скидкой. Никто кочевряжиться не будет: Интернет – «планета» маленькая. Любители покупок «не-сойти-мне-с-этого-места» регулярно болтают на всевозможных форумах. Так что плохая слава о магазине разлетится со скоростью провайдера. А это интернет-лавочке, которая дорожит своей репутацией, – вовсе не нужно. Рождественская мистерия: исполните желания любимых!** Свобода, равенство, братство!** 12 ваших кавалеров**